Елена Супонина, политический обозреватель "Московских новостей", востоковед - для РИА Новости.
На закате жизни египетский президент Хосни Мубарак впервые столкнулся с вероятностью отметить свой день рождения в тюрьме. Однако сегодня консилиум врачей должен еще раз собраться в больничной палате важного пациента, чтобы, скорее всего, спасти его от такой безрадостной перспективы. Уверенность в этом появилась после того, как вчера министерство внутренних дел, опираясь на предварительное заключение медиков, пришло к выводу о невозможности перевода бывшего президента из госпиталя в тюрьму.
На этом настаивает, несмотря на болезнь экс-президента, генпрокурор Абдель-Магид Махмуд. Он ссылается на то, что бывший глава государства с 13 апреля уже дважды получал по 15 суток предварительного ареста и поэтому должен находиться за решеткой как минимум до 13 мая. Однако сейчас для Хосни Мубарака забрезжила надежда, что свое 83-летие он может встретить 4 мая не за решеткой, а все-таки на больничной койке. Надо иметь в виду также, что среди египтян и их арабских соседей звучат голоса за то, чтобы прекратить унижать этого политика, у которого есть и заслуги перед государством.
В тюрьме поселились бизнесмены
А вот его сыновья Гамаль и Аля лишены всяких поблажек. Они отбывают свои два срока по 15 суток в тюрьме Тара под Каиром. Там же находятся с десяток прежних министров и руководителей спецслужб, генсек бывшей правящей Национально-демократической партии, еще спикер парламента и многие другие из прежней элиты. Судьба этих политиков незавидна, но показательно, что вторая волна посадок теперь несет своим потоком в эту тюрьму и египетских бизнесменов.
На фоне новостей о бывшем президенте и его детях эта тенденция наметилась исподволь, но зря ей не уделяют должного внимания. Ведь в Египте происходит то, что случается во всех революциях, и неизвестно, где еще повторится в ближайшие годы. Революционный кулак сначала обрушивается на публичных политиков, а потом перемещается к тем, кто стоял у них за спиной и потихонечку проворачивал свои выгодные коммерческие операции, а то и был ходячим кошельком высокопоставленных чиновников.
И почему-то всякий раз опытные бизнесмены обнаруживают, что застигнуты врасплох предъявляемыми им обвинениями. То ли они не видят за собой особой вины, то ли не успевают вовремя сесть в свои частные самолеты, но факт остается фактом: в тюрьме под Каиром сейчас поселилось несколько миллиардеров из числа самых богатых людей Египта. По своим капиталам они не уступают даже российским нуворишам.
"Золотая молодежь" из окружения сына президента
Богач Ахмад Изз тоже надел на себя тюремную робу светло-серого, как там принято, цвета. Он торговец недвижимостью и металлургической продукцией. Бизнесмен две недели назад, как только посадили 47-летнего Гамаля Мубарака, даже навестил его в тюрьме. Ведь Ахмад Изз помогал младшему сыну президента в политике, а тот отвечал содействием в бизнесе, словом, это люди одного круга и возраста, они дружили и были компаньонами. Египетская газета "Аль-Ахрам", ссылаясь на своих информаторов среди надзирателей, написала о том, что из-за того свидания сыновья свергнутого президента вступили между собой в перепалку. Старший Аля Мубарак якобы укорял своего брата Гамаля за дружбу с этим бизнесменом: "Этот деятель довел нас до беды. Не надо с ним общаться. Еще хуже будет".
Теперь им придется поневоле видеться на совместных прогулках. Ахмад Изз, принесший тогда передачу своему другу, тоже оказался под арестом. Что касается Аля Мубарака, то он никогда не лез в большую политику и наотрез отказался примерять на себя роль возможного преемника отца на посту главы государства. В своем бизнесе он, наверное, использовал авторитет и возможности семьи, но на активность Гамаля в политике смотрел косо. Не нравилось ему и то, что вокруг младшего брата, курировавшего деятельность ведущей Национально-демократической партии, сформировалась группа молодых олигархов, о которых в народе так и говорили - друзья Гамаля Мубарака.
Предчувствия оправдались: эта золотая молодежь, которая за почти тридцать лет правления президента-отца уже начала стареть, и не думала скрывать своих богатств, дорогих иномарок, просторных квартир и вилл на берегу моря. Это, вместе с претензиями на аристократизм в поведении и проявляемую широту политических взглядов, давно уже раздражает многих жителей нищего и консервативного Египта.
Глава общества дружбы с Россией получил еще 15 суток
Сегодня дети Мубарака и их товарищи обвиняются в коррупции, в создании многочисленных подставных фирм, в незаконных спекуляциях с недвижимостью и акциями, в получении крупных комиссионных при оформлении сделок с нефтью и газом. Следствие отмечает, что "друзья Гамаля" развивали торговые отношения с Израилем, куда продавали добываемый в Египте газ. Казалось бы, что в этом такого, если Египет - это одно из немногих арабских государств, подписавших мирный договор с еврейским соседом. Однако большая часть египетского населения выступает против тесных отношений с Израилем, а кое-кто даже предлагает их разорвать. Впрочем, следствие изучает не столько политический аспект этой проблемы, сколько то, что приближенные к власти бизнесмены на всю катушку использовали административный ресурс и не брезговали махинациями.
В тюрьму попала и еще одна важная персона, причем этот человек имел хорошие контакты в России и развивал с нашей страной бизнес. Нет, это не бывший спикер парламента Фатхи Сурур, по совместительству являвшийся главой общества "Российско-египетской дружбы". Кстати, ему тоже вчера продлили срок заключения на дополнительные пятнадцать суток.
Речь идет о влиятельном участнике "кружка Гамаля" - известном бизнесмене Ибрагиме Кямиле. Он занимался недвижимостью, важными для Египта туристическими проектами и даже продавал самолеты. Нашел он их, между прочим, в России.
За что сидит бизнесмен, продававший Ту-204
Это было в 1990-е годы, когда на большинстве российских предприятий была полная разруха. Компания египтянина рискнула профинансировать строительство на авиационном заводе в Ульяновске нескольких самолетов Ту-204, правда, двигатели и вся электронная начинка на них были импортными.
Автор этих строк в 1998 году приняла участие в первом экспериментальном перелете такой машины из Ульяновска в Каир. Наше предприятие выглядело тогда плачевно, цеха простаивали, рабочие месяцами не получали зарплату и выращивали картошку на заводских полях. Сотрудники едва не молились на Ибрагима Кямиля. Он дал заработать россиянам и что-то наварил сам, но в итоге проект нельзя назвать особо успешным. Эти самолеты удавалось реализовать с трудом, впрочем, в нашей истории не это имеет значение, а то, как круто в данном случае переменилась судьба.
На днях бизнесмена изгнали из совета директоров нескольких египетских компаний. А обвинения в его адрес и вовсе очень опасные. Его пока обвиняют не в махинациях, а во внедрении за его деньги и по его поручению (возможно, в координации с Гамалем) агентов в ряды антиправительственных демонстрантов в январе и феврале этого года.
Провокаторы, как утверждают победившие оппозиционеры, организовывали беспорядки и стычки, создавая впечатление сценария хаоса в случае ухода Мубарака. Поскольку в ходе тех протестов несколько сотен человек погибли, то дело этого богатого египтянина может потянуть на тяжелый приговор, вплоть до смертной казни, если, конечно, его вина будет доказана.
Стоит отметить, что не все крупные бизнесмены, сотрудничавшие с прежним режимом, оказались сегодня в тюрьме. Например, телекоммуникационный магнат Нагиб Савирис (он сотрудничал с россиянами в области мобильной связи) поспешил оказать финансовую помощь оппозиции и создает сейчас новую партию "Свободные египтяне". Но ее название кажется немного двусмысленным, если учесть мнение некоторых его соотечественников о том, что и этого делового человека есть за что посадить. И уж в любом случае, у успешного бизнесмена всегда имеется, что отнять. Впрочем, в революцию никогда не угадаешь, что потеряешь и что найдешь, и кто останется в выигрыше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции