28 апреля 2001 года американец Деннис Тито ступил на палубу космического корабля, улыбнулся, хлопнул в ладоши и отправился бороздить космические просторы в составе экипажа "Союз ТМ-32". Так началась эра космического туризма. За 10 лет на орбите побывали семь человек, заплатив за это путешествие от 20 до 40 миллионов долларов каждый.
В последние годы много говорят о популяризации направления космического туризма, о снижении стоимости полетов, о запуске космодромов, тестировании шаттлов для туристов и разработках программ космических экскурсий экономкласса. Может быть, нам, простым обывателям, все-таки удастся на своем веку прокатиться по орбите и увидеть обратную сторону Луны?!
Турагентство для миллионеров
Пионером и движущей силой космического туризма является компания Space Adventures, основанная в 1998 году. Именно её усилиями на МКС отправились первые туристы. Компания работает в США, но имеет офис и в Москве, поскольку сотрудничает с Роскосмосом.
Первым счастливчиком был Деннис Тито – предприниматель и мультимиллионер. С него ведется летопись эры космического туризма, Казахстан даже выпустил марку с его фотографией. Полет Тито обошелся в 20 миллионов долларов, он провел на орбите семь дней и облетел землю 128 раз.
Далее с каждым туристом цена путешествия росла. В 2008 году Ричард Гэрриот заплатил за полет уже 30 миллионов, а знаменитому канадскому клоуну Ги Лалиберте удовольствие обошлось примерно в 40 миллионов. В 2013 году цена может составить уже 56 миллионов долларов. И дело не в жадности космотуроператора - дорожает топливо, растут зарплаты сотрудников, сами корабли обходятся дороже. Ну, и, конечно, расширяется список дополнительных услуг, в числе которых есть и прогулка в открытом космосе – всего 15 миллионов долларов.
Но несмотря на поистине астрономическую стоимость внеземных путешествий, число желающих неуклонно растёт. Чтобы полететь на МКС, недостаточно раздобыть тонну долларов, необходимо дождаться своей очереди (два-три года), пройти отбор, затем двухнедельную подготовку в Звездном городке и медицинское обследование. А для выхода в космос требуется лишний месяц тренировок. Финальный штрих – подписание бумаги о том, что турист осознает риски и ответственность.
В 2006 году японскому бизнесмену Дайсукэ Эномото не повезло – его не допустили до полета из-за проблем со здоровьем. Вместо него стартовала первая и пока единственная женщина - непрофессиональный космонавт - 40-летняя американка иранского происхождения Ануше Ансари.
Помимо медицинских противопоказаний, кандидата могут не допустить к полету из-за связей с криминальным миром, склонности к пьянству, пристрастию к наркотикам или если деятельность кандидата каким-либо образом может плохо отразиться на репутации МКС.
В 2009 году из-за увеличения количества астронавтов на МКС и, соответственно, уменьшения количества свободных мест на кораблях, Space Adventures и Роскосмос прекратили отправку туристов на "Союзах". Но в нынешнем году обещают возобновить, так как количество производимых "Союзов" в год вырастет с четырех до пяти. К тому же не время уходить на дно, когда мир стоит на пороге становления полноценного космического бизнеса.
Космические экскурсии экономкласса
"В скором времени космос превратится из обьекта научного исследования в одно из направлений туризма", – уверен сэр Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin. И локомотивом космического туризма станут суборбитальные полеты, ориентированные на средний класс. Образно полеты на МКС – это отпуск категории люкс, а суборбитальный полет – экскурсия.
Суборбитальный полет будет проходить по эллиптической траектории, максимальная удаленность от земли – 130 километров, продолжительность – два часа. Это позволит туристам увидеть космическое пространство, Луну и Солнце как полноценные космические объекты, округлости Земли, почувствовать невесомость. Среди преимуществ можно выделить также более низкую стоимость билета по сравнению с полетом на МКС и отсутствие больших перегрузок. Корабли будут взлетать и приземляться как обычные самолеты, что дает свободу в выборе площадок.
Пока самой известной компанией, работающей в этой отрасли, является Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Подготовка и тестирование их космобаса SpaceShipTwo идет полным ходом. Более ста билетов стоимостью по цене 200 тысяч долларов уже проданы, среди покупателей девять русских. 85 тысяч желающих подали заявки и готовы внести предоплату. Предполагается, что в ближайшие 12 лет парк этих аппаратов составит 40–45 экземпляров.
Аналогичные проекты разрабатываются и другими компаниями, в том числе EADS (European Aeronautic Defence and Space Company). По плану EADS за восемь лет работы программ, то есть к 2020 году, в космосе должны побывать порядка 15 тысяч туристов.
Новичок отрасли американская компания Armadillo Aerospace, сотрудничающая со Space Adventures, объявила в 2010 году о наименьшей из всех конкурентов стоимости полётов - 102 тысячи долларов за 5-15-минут в космосе. Перед полётом каждый космический турист пройдёт многодневную подготовку. Зарубежные эксперты полагают, что растущий рынок суборбитальных полётов позволит снизить стоимость билета в космос к лету 2014 года до 50-100 тысяч долларов.
В октябре 2010 года открылся первый коммерческий космопорт в штате Нью-Мексико. В ближайшие полтора года с него, скорее всего, и запустят первый суборбитальный рейс.
Прогулка вокруг Луны и космическая свадьба
Бизнесмены и специалисты уверены, что возможностей у отрасли космического туризма намного больше, орбитальными или суборбитальными полетами все не ограничивается. Несколько компаний заявили о намерениях в ближайшие несколько лет организовать путешествия к Луне. Среди них Constellation Services International (CSI) и проект Lunar Express Space Transportation System.
Не отступает и компания Space Adventures, она предлагает полюбоваться лунными кратерами вблизи каждому желающему всего за 100 миллионов долларов.
Японская компания First Advantage объявила о том, что совсем скоро за 2,5 миллиона долларов можно будет пожениться на борту космического корабля в условиях нулевой гравитации. Правда, придется уложиться в пару минут, именно столько будет длиться состояние невесомости по их программе, а весь полет займет около часа. Для воплощения своих планов в жизнь японцы решили задействовать возможности американской компании Rocket Plane.
Апартаменты с видом на планету
Идея строительства жилья в космосе не нова. Знаменитый гостиничный магнат Баррон Хилтон в свое время рассуждал на эту тему, но его энтузиазм был слегка преждевременным и никого не вдохновил.
Сегодня уже несколько компаний-разработчиков, в том числе Bigelow Aerospace и Galactic Suite, обещают в ближайшем будущем открыть за пределами Земли отели, где можно будет провести пару дней или недель, дабы отвлечься от мирской суеты и земных забот.
Россия, что приятно, в тренде. В январе этого года ОАО "ВПК "НПО машиностроения" завершило постройку двух орбитальных космических станций, каждая из которых имеет 11 метров в длину и 4,2 метра в диаметре. Они были доставлены на остров Мэн. Там специалисты будут изучать их, чтобы потом достроить и, возможно, вывести на орбиту.
Одним из важных отличий орбитальных модулей "Алмаз" являются двухметровые панорамные иллюминаторы - первоначально эту станцию предполагалось использовать для фоторазведки.
Компания Excalibur Almaz рассчитывает уже к 2013 году предложить своим клиентам недельное путешествие на орбиту на космическую станцию, собранную из советских модулей.
Что ж, все идет к тому, что пикник на орбите не за горами. Правда, пока обычные люди с энтузиазмом следят за развитием технологий и ждут, что вот-вот можно будет сгонять на выходные на ту сторону Луны и отобедать, наблюдая заход Солнца в космических масштабах, экологи всерьез обеспокоены. Они считают, что развитие космического туризма, его бурный рост в следующее десятилетие может значительно ускорить темпы изменения климата за счет углекислоты и сажи от выхлопов ракетных двигателей.