МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ), доктор наук США в области вопросов космической политики Юрий Караш считает первого в мире космического туриста американца Денниса Тито, которого он знает лично, очень необычным и целеустремленным человеком, но при этом прагматиком и реалистом.
Сегодня исполняется 10 лет со дня полета первого в мире космического туриста Денниса Тито (родился 8 августа 1940 года) на Международную космическую станцию (МКС). Тито осуществил свой полет на кораблях "Союз ТМ-32" (старт) и "Союз ТМ-31 (посадка) вместе с российским космонавтом Юрием Батуриным и казахским космонавтом Талгатом Мусабаевым. Продолжительность полета составила 7 дней 22 часа и 4 минуты. За свой полет Тито заплатил 20 миллионов долларов.
"Он очень необычный и целеустремленный человек, притом что, с одной стороны, он прагматик и реалист, а с другой стороны, он не стал бы тратить 20 миллионов долларов за полет, если бы не являлся таковым. Кроме того, он был в хорошей физической форме и до, и после полета, несмотря на то, что за две недели до полета выписался из госпиталя, где лечился от воспаления легких. Это лишний показатель того, что космические туристы не подвержены такому серьезному медицинскому осмотру, как профессиональные космонавты, потому что профессиональный космонавт, конечно, никогда не полетел бы с такими показателями", - сказал Караш в интервью РИА Новости.
Россия сказала - Тито полетел
Отвечая на вопрос, с какими трудностями пришлось столкнуться при отправке на МКС первого космического туриста, академик отметил, что трудности были в основном политические.
"Идея отправить Тито на орбиту вызвала весьма негативную реакцию как со стороны НАСА, так и со стороны других стран-партнеров по проекту МКС. НАСА имеет определенные юридические основания возражать и ставить себя над всеми в этом проекте, потому что в межгосударственном соглашении по МКС четко записано, что это международный проект при ведущей роли Соединенных Штатов. Но в итоге Россия сказала, что "мы сделаем все так, как считаем нужным". Просто поставили всех перед фактом, что полетит в космос Деннис Тито и все", - отметил Караш.
Говоря о том, чем была вызвана необходимость отправки космического туриста на МКС, Караш сказал, что после 1990-х годов финансирование российской космической промышленности было на очень низком уровне и требовались вливания в отрасль. "Россия не от хорошей жизни стала заниматься космическим туризмом", - добавил он.
Турист на Луне
Говоря о перспективах возможных полетов комических туристов на Луну, Караш напомнил, что РКК "Энергия" предлагала когда-то отправить туриста на Луну за 100 миллионов долларов.
"А почему бы и нет? Ведь корабль "Союз" создавался именно под полеты к Луне. Это был продукт лунной гонки между США и СССР, то есть корабль "Союз" безо всяких проблем может довезти людей до Луны и вернуть обратно. Конечно, его придется немного доработать, но, в принципе, это возможно", - отметил академик РАКЦ.
Отвечая на вопрос, могут ли США стать конкурентом России в отправке космических туристов на МКС в ближайшем будущем, он отметил, что пока у США нет техники, которая предоставила бы потенциальным космическим туристам такой спектр услуг, который предоставляет Россия.
"Я имею в виду орбитальный туризм. Сейчас много говорят об американской компании Virgin Galactic, специально созданной для осуществления туристических полетов в космос. Но это скорее напоминает полеты на сверхвысотных самолетах, потому что атрибутов космического полета, в частности невесомости, там не будет. Формально они поднимаются на высоту более 100 километров, то есть пересекают границу атмосферы и космоса. Это плавание в прибрежных водах, а не в открытом море", - сказал Караш.
Что касается развития космического туризма в Европе, он отметил, что это возможно, если значительная часть национальных бюджетов европейских стран будет потрачена на строительство космической техники.
"Но не все зависит от денег, многое зависит от желания. У Европы есть большой опыт в сфере практической космонавтики, в частности, ракета-носитель "Ариан" (Ariane), спутники, грузовой корабль ATV, европейский модуль есть в составе МКС. То есть если Европа поставит перед собой такую цель, она, конечно, ее реализует. Но нужно ли это? Сейчас не так уж и много на свете есть людей, которые готовы выложить 35-40 миллионов долларов за свой полет", - заключил Караш.
История космического туризма
После Денниса Тито вторым космическим туристом стал бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт. Его путешествие длилось с 25 апреля до 5 мая 2002 года. В состав экипажа корабля "Союз ТМ-34", на котором летал Марк Шаттлворт, также входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори.
Третьим непрофессиональным участником полета на МКС стал американский бизнесмен Грегори Олсен, который стартовал к станции 1 октября 2005 года (приземление состоялось 10 октября того же года). В состав экипажа "Союза ТМА-7", на котором летал Олсен, также входили российский космонавт Валерий Токарев и американский астронавт Уильям МакАртур.
Затем на МКС отправилась первая космическая туристка - американка иранского происхождения Ануше Ансари, которая отбыла на станцию 18 сентября 2006 года (приземление состоялось 29 сентября того же года). Перед полетом Ансари прошла тренировку в России и в космическом центре НАСА в Хьюстоне. В состав экипажа "Союза ТМА-9", на котором летала Ансари, также входили российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопес-Алегрия.
7 апреля 2007 года начался полет пятого космического туриста - американского миллиардера венгерского происхождения Чарльза Симони (приземление состоялось 21 апреля того же года). В состав экипажа "Союза ТМА-10", на котором летал Симони, также входили российские космонавты Федор Юрчихин и Олег Котов.
Следующий непрофессиональный участник полета - американский разработчик компьютерных игр Ричард Гэрриот - отправился на станцию 12 октября 2008 года (на Землю он вернулся 24 октября того же года). Его отец - Оуэн Гэрриот - ранее был астронавтом НАСА. В состав экипажа "Союза ТМА-13", помимо игродела, входили российский космонавт Юрий Лончаков и американский астронавт Майкл Финк.
Симони, который уже побывал на МКС, еще раз полетел на станцию 26 марта 2009 года (приземление состоялось 8 апреля того же года).
Восьмым и пока последним космическим туристом стал основатель и руководитель Cirque du Soleil канадец Ги Лалиберте. Его полет длился с 30 сентября по 11 октября 2009 года.