МОСКВА, 27 апр - РИА Новости. Обвиняемые в убийстве адвоката Станислава Маркелова в среду выступили на заседании Мосгорсуда с "последним словом", завершив тем самым прения сторон - финальную часть судебных слушаний. Уже в четверг, как ожидается, присяжные вынесут вердикт по этому громкому делу.
Маркелов, защищавший в качестве адвоката антифашистов, и журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова были застрелены 19 января 2009 года на улице Пречистенка в центре Москвы выстрелами в упор из пистолета "Браунинг".
По версии следствия, это преступление совершили один из основателей журнала "Русский образ" Никита Тихонов и активистка правозащитной организации "Русский вердикт" Евгения Хасис. Оба они в "последнем слове" заявили о своей невиновности и попросили присяжных их оправдать. Сторона обвинения ранее просила признать подсудимых виновными и не заслуживающими снисхождения.
Суицид как попытка отсрочки?
Обвиняемые, появившиеся в среду в суде с повязками на руках, в среду просили суд отложить прения. Защита пояснила, что Тихонов и Хасис пытались покончить с собой. Первый предпринял попытку самоубийства во вторник, после чего был доставлен в больницу СИЗО, а Хасис вскрыла вены на левой руке в среду утром перед доставкой в суд, однако после перевязки ее привезли на заседание. По словам адвоката Хасис, попытка суицида - акт протеста против "беззакония, которое творится в суде".
"Нам затруднительно выступать в прениях, так как нас обкололи успокоительными", - пояснил свое ходатайство Тихонов.
Суд, тем не менее, прения откладывать не стал. Как сказал судья Александр Замашнюк, у него есть две справки из медучреждений СИЗО, из которых следует, что Тихонов и Хасис могут принимать участие в судебном разбирательстве.
Последнее слово
Тихонов в своей речи призвал присяжных заседателей не осуждать невиновных, отделить "зерна от плевел и котлеты от мух". Свою историю подсудимый попытался представить как цепочку неудач и случайностей. Он не отрицал, что торговал оружием, но заверил, что у него не было выбора, так как, оказавшись на нелегальном положении из-за объявления в розыск по делу об убийстве антифашиста Александра Рюхина, ему не на что было жить. По словам Тихонова, он хотел быть учителем истории в деревенской школе или журналистом в московском журнале, а стал "козлом отпущения" по делу об убийстве Маркелова.
При этом Тихонов поставил под сомнение обоснованность "главного доказательства" вины - найденного в его квартире орудия убийства - пистолета "Браунинг" 1910 года сборки. Подсудимый ранее сообщил суду, что пистолет ему передал спустя восемь месяцев после преступления свидетель обвинения - глава националистической организации "Русский образ" Илья Горячев.
В свою очередь Хасис изложила присяжным другие возможные версии убийства адвоката Маркелова, в числе которых выделила "северокавказскую". В свое время Маркелов защищал интересы ряда жителей Чечни, в том числе родственников Эльзы Кунгаевой, за похищение и убийство которой был осужден бывший полковник Юрий Буданов.
Между тем, по данным следствия, адвокат был убит из-за активного участия в антифашистском движении и защиту антифашистов. Как сообщил ранее официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, Бабурова была застрелена как очевидец убийства Маркелова.
Тихонов обвиняется в убийстве, незаконном хранении оружия и подделке документов, ему грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Хасис предъявлено обвинение в соучастии в убийстве, которое она отрицает.
Позиция следствия
Следствие считает, что к убийству Маркелова могут быть причастны еще трое неустановленных лиц из числа радикальных националистов. Гособвинитель Борис Локтионов попросил суд приобщить к делу Тихонова и Хасис, обвиняемых в совершении убийства, материалы "в отношении неустановленных лиц" из второго уголовного дела по факту убийства адвоката.
Источник, близкий к следствию, уточнил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ / infosud.ru), что подозреваемыми по выделенному в отдельное производство делу проходят "известные в неонацистских кругах" Алексей Коршунов, Андрей Бормот и Алексей Паринов. По сведениям источника, их подозревают в слежке за Маркеловым. Кроме того, следствие проверяет их на причастность к другим убийствам, в частности, к убийству судьи Эдуарда Чувашова и лидера антифашистского движения Ивана Хуторского по прозвищу "Костолом".
Судья удовлетворил ходатайство прокуратуры и приобщил к делу Тихонова и Хасис 93 листа из второго дела, а также видеозапись, сделанную скрытой камерой в квартире подсудимых.
Защита против свидетеля
Ранее защита обвиняемых в убийстве Маркелова заявила, что возлагает вину за совершение преступления на главного свидетеля обвинения лидера националистической организации "Русский образ" Илью Горячева.
Горячев в ходе двух допросов на стадии следствия дал показания, уличающие Тихонова в совершении убийства. Непосредственно перед началом рассмотрения дела в суде Горячев получил государственную защиту, опасаясь мести националистов. На допрос в суд Горячев не явился, посредством письма известив его об отказе от данных ранее показаний.
Тихонов, давая показания в суде, сообщил, что именно от Горячева получил орудие убийства - пистолет Браунинга 1910 года сборки. По версии защиты, Горячев передал пистолет Тихонову спустя восемь месяцев после убийства для ремонта.
"Горячев причастен к убийству, именно поэтому он скрывается от суда", - заявил адвокат Васильев.
Проблемы с присяжными
В ходе процесса проблемы возникли и с самой коллегией присяжных. Один из них признал, что, вопреки закону, изучал материалы СМИ о данном деле, однако лишь для того, чтобы проверить их объективность.
Сторона защиты заявила отвод этому присяжному заседателю с порядковым номером 1. Защитники при этом обосновали свое ходатайство заявлениями экс-присяжной по делу Анны Добрачевой, ранее вышедшей из коллегии по собственному желанию. Она обвинила присяжного под номером 1 в давлении на нее и использовании им материалов СМИ для составления мнения о виновности подсудимых.
Давая пояснения в суде, присяжный отверг все обвинения в давлении на членов коллегии и заверил суд, что изучение материалов СМИ не оказывает никакого влияния на его позицию по делу. В свою очередь коллегия присяжных избрала его старшиной коллегии после того, как прежний старшина выбыл из ее состава по состоянию здоровья. Суд отказал в отводе присяжного.
Что дальше
Теперь суд поставит перед присяжными ряд вопросов, ответы на которые должны будут определить исход разбирательства. В случае вынесения оправдательного вердикта подсудимые будут немедленно освобождены из-под стражи, а суд будет обязан вынести оправдательный приговор.
Обвинительный вердикт присяжных будет обсуждаться уже без их присутствия, именно на этой стадии гособвинение сможет назвать наказание, которое считает заслуженным подсудимыми.
Присяжные более чем за два месяца заседаний заслушали около 20 свидетелей, исследованы вещественные доказательства, прослушаны аудиозаписи разговоров подсудимых. Двое очевидцев убийства опознали в Тихонове преступника.