БРЮССЕЛЬ, 27 апр - РИА Новости, Мария Князева. Год назад Греция обратилась за финансовой поддержкой к Евросоюзу и Международному валютному фонду, не в состоянии самостоятельно справиться со своими долгами. Однако помощь пока не дала значительных результатов - долговой и экономический кризис в Греции продолжается, еврозона по-прежнему страдает от проблем периферийных стран.
Объем пакета поддержки составляет 110 миллиардов евро (соответствует примерно половине ВВП страны), он состоит из двусторонних кредитов стран ЕС и МВФ, которые будут предоставляться до 2013 года. Греция уже получила примерно 53 миллиарда евро. В частности, за счет этих средств Греция (которая не может привлекать долгосрочные займы на рынке, а цена краткосрочных привлечений растет) обслуживает свои текущие долги.
Спасение Греции было одобрено в мае 2010 года взамен на реализацию страной жесткой программы экономической консолидации. Ежеквартально кредиторы проводят оценку исполнения программы и по ее результатам принимают решение о выделении очередного транша кредитов. Зимой миссия кредиторов раскритиковала недостаточные успехи Греции в улучшении макроэкономических показателей, но это не помешало ей ободрить предоставление очередной порции финподдержки.
Неумолимая статистика
Краеугольным камнем программы экономической консолидации является снижение дефицита бюджета до 1% ВВП в 2015 году. Однако пока этот показатель очень далек от заветной цели, а страна пока не укладывается в заявленные ранее ориентиры.
Дефицит бюджета Греции сократился по предварительным данным Евростата в 2010 году до 10,5% ВВП против 15,4% в 2009 году, но оказался значительно хуже прогноза властей страны (9,4% ВВП). В абсолютных цифрах Греция нарастила бюджетные доходы за год до 39,1 миллиарда евро с 37,3 миллиарда евро, а расходы сократила до 49,5 с 52,9 миллиарда евро. Программа правительства включала пенсионную, налоговую реформы, сокращение зарплат. Политика уменьшения расходов уже привела к народным выступлениям в Греции.
Соотношение государственного долга страны к ВВП в прошлом году выросло до 142,8% ВВП со 127,1% годом ранее, тогда как ожидался рост до 142,5% ВВП. Этот показатель остался самым значительным в Евросоюзе. В абсолютных цифрах госдолг составил 328,5 миллиарда евро в 2010 году против 298,7 миллиарда евро в 2009 году. Ряд аналитиков отмечает, что это соотношение может превысить 150% ВВП в текущем году и 160% - в 2012 году.
После публикации данных статистики доходность десятилетних гособлигаций Греции продолжила рост, к полудню она прибавила уже около 3% - примерно до 15,3% годовых. В среду доходность взлетела почти на 5,4% - до 16,2% годовых. Для сравнения, доходность 10-летних бондов наиболее устойчивой страны еврозоны - Германии, находится на уровне 3,3% годовых.
Оправдание
Греция не смогла выполнить поставленные на 2010 год задачи по снижению бюджетного дефицита из-за более глубокого, чем ожидалась, спада ВВП страны, объяснило накануне министерство финансов Греции. Экономика государства сократилась в 2010 году на 4,5% ВВП по предварительной оценке против 2,0% в 2009 году. Афинам предстоит добиться сокращения экономики лишь на 3,0% в текущем году и выйти в рост уже в 2012 году, а также сократить бюджетный дефицит до 7,4% ВВП в текущем году. ЦБ страны в феврале не исключал, что экономика государства может упасть ниже 3% в текущем году.
Безработица в январе превысила 15% и достигла рекордного показателя за восемь лет ведения помесячной статистики. Пиковый уровень этого показателя в 15% был запланирован лишь на 2012 год.
Для достижения целей, установленных в программе экономической консолидации, Греции понадобится дополнительное затягивание поясов. Зимой кредиторы, увидевшие отставание страны от графика по экономическим показателям, посоветовали ей втрое увеличить план приватизации - до 50 миллиардов евро. Этот вопрос вызвал споры, однако теперь ожидается его претворение в жизнь. Греция готовит полную или частичную приватизацию крупнейших государственных компаний, сообщило в апреле министерство финансов страны. На продажу будут выставлены генерирующие, добывающие компании, операторы связи, банки, лотерейная монополия и казино.
Согласно плану, обнародованному греческим Минфином, в 2011 году от приватизации планируется выручить три миллиарда евро, 15 миллиардов - до 2013 года. В целом до 2015 года может быть получено до 50 миллиардов евро.
Все принятые меры по приватизации - часть среднесрочного пакета экономии объемом до 26 миллиардов евро до 2015 года, который необходим для достижения поставленных ранее целей. Пакет должен быть рассмотрен парламентом страны 15 мая.
Помощь с оттяжкой
Помощь Греции МВФ и ЕС выделили на пять лет, с предоставлением кредитов в течение 3,5 лет и последующей их выплатой в 2014 и 2015 годах. Однако в марте власти ЕС решили продлить срок погашения Грецией финподдержки. Удлинение сроков должно увеличить итоговую плату Греции по кредитам, однако одновременное снижение ставки на 1 процентный пункт, по информации греческих властей, принесет стране экономию в шесть миллиардов евро.
Этому решению предшествовало множество высказываний экспертов о том, что страна будет не в состоянии погашать свои ранее взятые рыночные долги, когда придет время выплачивать еще и долг перед ЕС и МВФ. Для того чтобы начать самостоятельно обслуживать свои обязательства, Греции нужно вернуться на долговой рынок - вновь получить возможность привлекать долгосрочные и среднесрочные займы по приемлемым ставкам. Однако такую перспективу покрывают туманы экономических проблем страны и помещение всеми тремя крупнейшими агентствами мира - Standard & Poor's, Fitch и Moody's - ее рейтинга в категорию ниже инвестиционной. С такими оценками доступ множества крупных инвесторов к бумагам Греции закрыт. В этой связи, прежде чем вновь выйти на рынок, государству придется убедить рейтинговые агентства в своей стабильности и дождаться повышения их оценок.
Власти Греции рассчитывают, что страна сможет выйти на рынок не позднее 2012 года. Однако усугубляющаяся рецессия в экономике пока не свидетельствует в поддержку подобных планов.
Ставка по кредитам от ЕС для Греции изначально находилась на уровне около 5,5% годовых, теперь она составит около 4,5%. Однако этот показатель остается выше доходностей государственных облигаций на сопоставимые сроки, размещенные устойчивыми странами еврозоны.
А в ответ - тишина
Аналитики отмечали, что Греции в 2014-2015 годах предстоит погасить более 300 миллиардов евро долга (не учитывая помощь от ЕС и МВФ), и без пролонгации выплат по спасательным кредитам она не справится. Теперь ряд экспертов уверен, что стране уже не обойтись либо без реструктуризации своего долга, либо без дополнительной внешней поддержки. На рынке упорно циркулируют слухи о переговорах между Афинами, Брюсселем и рядом столиц Европы о реструктуризации. Еврокомиссия отрицает наличие подобных дискуссий. Однако многие слухи, которые опровергались властями Союза, нередко становились реальными событиями: в частности, обращение Ирландии и Португалии за внешней помощью к ЕС и МВФ. Политика представителей Союза понятна: стремление избежать дополнительных спекуляций и давления на рынки до появления договоренностей и более или менее понятного выхода из сложившейся ситуации.
Зона
Долговой кризис в еврозоне продолжается уже более года и пока лекарство от него не найдено: вслед за Грецией за помощью в ноябре прошлого года обратилась Ирландия, а теперь - и Португалия.
Однако экономическая активность в еврозоне пока набирает обороты. ЕЦБ, стремясь сбить инфляцию, вызванную в большей степени ростом цен на нефть, повысил свою ставку на 0,25 процентного пункта впервые за несколько лет. Инвесторы, судя по всему, оценивают ситуацию в регионе единой валюты лучше, чем в США, так как доллар продолжает слабеть к евро, несмотря на проблемы Греции, Португалии и ряда других периферийных стран региона. Евро уже перешагнул отметку в 1,46 доллара.
Многие аналитики и эксперты ранее и сейчас высказывают мнение, что еврозоне все же не удастся избежать реструктуризации долгов периферийных стран. Это может стать еще одним вариантом исправления ситуации с долговым кризисом, как показала практика, исключительно предоставление кредитов взамен на декларацию мер экономической консолидации не дают ожидаемого хорошего эффекта.