Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Такие визиты обычно называют "молниеносными": в Дании российский премьер Владимир Путин был 26-го апреля неполный день, а на Швецию 27-го отпущено и того меньше.
Судя по составу делегаций из министров и крупнейших российских бизнесменов, в обеих "скандинавских сестрах" все разговоры и события были вокруг инноваций, северных нефтегазовых разработок, Арктике и Северном морском пути. К Копенгагену и Стокгольму были заготовлены соглашения о сотрудничестве, которые подписывал глава "Газпрома" Алексей Миллер, министр транспорта Игорь Левитин и главный "куратор" "Сколково" Виктор Вексельберг.
С датской и шведской сторон тоже фигурируют известные имена и концерны. В Копенгагене Россия закрепила экономические и транспортные связи с одним из крупнейших в мире морских перевозчиков, нефтеразведочным, транспортным гигантом и лидером контейнерных перевозок - "Меллер-Мэрск", а в Швеции Вексельберг подписал договоренность о вхождении в "Сколково" одного из лидеров электронного мира, концерна "Эрикссон".
В наукограде "Эрикссон" теперь откроет свой центр исследований и разработок. После французов и немцев шведы стоят на третьем месте по инвестициям в телекоммуникации России.
Вступление России в ВТО неизбежно обострит конкуренцию в этом секторе российской экономики. Объединение сил с "Эрикссон" должно помочь внедрению новейших технологий и программ в российское "железо" и российское программное обеспечение.
В Стокгольме, со шведами, планировалось подписать четыре соглашения. Большая же часть – 13 – пришлась на Копенгаген. С датчанами у России вообще всегда были самые ровные отношения. В отличие от всех европейских стран, с Данией мы никогда не воевали. А на русской службе, кроме всем хорошо известного Витуса Ионассена Беринга, состояло еще за пару дюжин датчан, прославивших свою новую родину многими замечательными делами.
На сегодняшний день в России ведут дела более 200 датских компаний, а прямые инвестиции датчан в российскую экономику составляют $2,2 млрд. И Дания, и Швеция, кстати, были одними из первых стран, которые провели экспертизу и дали согласие на прокладку через их воды подводного газопровода "Северный поток".
У датчан вообще накоплен огромный опыт разведки и добычи нефти и газа в северных широтах. Что с учетом предполагаемого выхода России к сырьевым богатствам Арктики в не таком уж далеком будущем может принести большую пользу.
По подсчетам некоторых экспертов, запасы углеводородного сырья в районе арктического шельфа могут составлять 5 млрд тонн. В настоящее время Москва уточняет свою заявку на часть арктического шельфа, включая и подводный хребет Ломоносова. Она должна быть окончательно оформлена в 2013-м году. Если она будет принята Конвенцией ООН по морскому праву 1982-го года (это своеобразная конституция мирового океана), то Россия сможет претендовать на примерно 1,2 млн квадратных километров акватории в арктических широтах, с контролем над сырьем на шельфе.
В парке "Меллер-Мэрск", или A.P. Moller-Maersk Group, на сегодня более 400 контейнеровозов, сухогрузов, включая также 17 нефтетанкеров, 8 танкеров для перевозки сжиженного природного газа, 4 нефтедобывающих платформы и 28 плавучих буровых установок.
Примерно год назад Путин и его датский коллега Ларс Расмуссен вместе открывали первую трансатлантическую линию Санкт-Петербург – Эквадор.
Ее обслуживает Maersk Line. Сейчас Россия всерьез готовится к тому, что через несколько лет в летние месяцы будет постоянно открыта навигация по Северному Морскому пути. Ее эксплуатация почти вдвое сократит путь из Китая в Европу и принесет России солидные экономические и финансовые преимущества.
"Газпром" и "Меллер-Мэрск" договорились сотрудничать в круглогодичном бурении и разведке углеводородов в северных широтах. Мы будем также сотрудничать в создании специального оборудования для северного бурения с обязательным привлечением российских машиностроительных и судостроительных компаний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции