Налоговая нагрузка на авиакомпании может быть ощутимо сокращена в сегменте внутренних перевозок. Минэкономразвития предлагает отменить НДС при перевозке авиапассажиров в пределах России. Эта мера поможет снизить стоимость авиабилетов, говорится в опубликованной на сайте ведомства справке, в которой проанализированы затраты и принципы ценообразования компаний на внутренних авиалиниях. Правда, пассажирам рано радоваться. На практике снижение может быть абсолютно несущественным, а с учетом роста цен на топливо – даже незаметным.
Авиакомпании, летающие за рубеж, освобождены от обязанности платить НДС. При перелетах внутри страны перевозчики должны перечислять в бюджет 18% НДС. Необходимость платить налог увеличивает стоимость авиабилетов. В итоге, к примеру, билет на рейс из Москвы в Вену и обратно (около 2 тысяч километров в одну сторону) можно купить за 4 тысячи рублей, а из Москвы в Челябинск и обратно (схожее расстояние) – уже за 8 тысяч. Для снижения цен на авиабилеты внутри страны Минэкономразвития предлагает рассмотреть возможность отмены НДС при внутренних перевозках.
Аналогичные предложения звучали и ранее. Еще в 2005 году об этом говорил гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Летом 2010 года за отмену НДС на перевозки внутри России высказывался глава Росавиации Александр Нерадько. В феврале 2011 года вице-премьер Сергей Иванов выступил с предложением снизить НДС на внутренних рейсах, так как этот налог и стоимость авиационного керосина являются двумя главными составляющими высоких цен на авиабилеты внутри страны. Теперь Минэкономразвития включило снижение НДС в список мер, которые должны уменьшить стоимость авиабилетов.
Правила счета
Если предложение Минэкономразвития обретут форму законопроекта, то у пассажиров теоретически появится возможность платить за перелеты по России меньше. "Отмена 18% НДС при авиаперевозках внутри страны будет способствовать снижению цен на те же 18%", - полагает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Правда, не все эксперты настроены столь оптимистично. "НДС, конечно, существенно влияет на стоимость авиабилетов, но я не удивлюсь, если налог отменят, а цены на авиабилеты останутся прежними", - заявил РИА Новости директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. Обоснований найдется масса: выросла цена на керосин, поднялась оплата аэропортовых сборов, повысилась зарплата диспетчеров и другого персонала. Добиться снижения цены на 18% можно, убежден Савуляк. "Главное, чтобы МЭР и ФАС серьезно мониторили ситуацию, а не пустили дело на самотек", - полагает он.
Многое будет зависеть от формулировок законопроекта, если до его подготовки дело все-таки дойдет. Ведь пока нигде не прописано, что за счет остающихся у компаний 18% НДС они должны снизить стоимость билетов. "Авиакомпании будут не прочь немного подзаработать: не платить НДС и не снижать стоимость билетов", - опасается замначальника консультационного отдела аудиторской компании МКПЦН Павел Исаев.
Тем более что стоимость авиабилета зависит от многих факторов, а не только от косвенных налогов. Поэтому нельзя уверенно утверждать, что после отмены НДС цены на авиабилеты снизятся именно на 18%. "Скорее всего, цена будет скорректирована на 5-10%, - полагает Исаев. – То есть стоимость билета снизится на 1-1,5 тысячи рублей, что вряд ли будет способствовать заполнению российских курортов".
Борис Рыбак, однако, уверен, что перевозчики будут вынуждены снижать цены из-за высокой конкуренции. "В отличие от других провайдеров услуг, воздушный транспорт работает в условиях жесточайшей конкуренции, что является реальным и действенным стимулом для снижения цен, - заметил он. – Рентабельность наших авиакомпаний близка к нулю или даже отрицательная, и если одна авиакомпания понизит стоимость перевозки, то конкуренты будут вынуждены делать то же самое".
Дело пахнет керосином
Директор департамента российского туризма компании "Астравел" Юрий Блейз не верит в то, что такой законопроект будет принят и что отмена НДС позволит удешевить авиаперевозку. Цена практически не изменится, опасается он. Возможно, появятся какие-то другие сборы.
"Цена перевозки по России сейчас нередко равна стоимости отдыха, - говорит представитель "Астравел". - Например, авиаперелет 27 апреля в Кавминводы и обратно стоит 27 тысяч рублей – ровно столько же, сколько и сама путевка".
Проблема заключается в монополизме авиаперевозчиков. "Если на российский рынок пустят зарубежные авиакомпании, то стоимость перелета снизится вдвое, - полагает Блейз. – До этого момента цены на полеты не уменьшатся".
Учитывая рост цен на топливо (это примерно треть затрат авиаперевозчиков), надеяться на снижение стоимости билетов будет сложно, даже если НДС будет отменен. Цены на нефть растут с мая 2010 года, и сейчас она примерно на треть дороже, чем годом ранее. Керосин тоже растет в цене. В итоге компании вынуждены увеличивать стоимость билетов. С конца марта о пересмотре тарифов из-за подорожания топлива заявили Air France-KLM, Lufthansa и British Airways. Российские авиаперевозчики напрямую о повышении цен не говорят, но многие из них ввели топливный сбор в несколько сотен рублей с человека. Потому возможное освобождение от НДС вряд ли позволит россиянам покупать билеты по более приятным ценам.
Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости