О перспективах государственно-частного проекта развития инфраструктуры туристического маршрута "Золотое кольцо России", объединяющего 18 исторических городов пяти регионов, в интервью РИА Новости рассказывает исполнительный директор Корпорации развития "Золотое кольцо" Наталья Казакова.
- "Золотое кольцо России" - один из самых популярных туристических маршрутов в России. Что, по Вашей оценке, необходимо сделать, чтобы реализовать его потенциал?
- По данным исследования Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ в 2009 году поток "организованных" туристов по "Золотому кольцу" составил почти три миллиона человек, еще примерно столько же путешествовали самостоятельно. Турпоток растет на 5-10% в год, правда, только за счет внутреннего туризма. Доля иностранцев, путешествующих по "Золотому кольцу", постоянно снижается. Одна из главных причин – отсутствие гостиничной инфраструктуры ожидаемого ими качества: 98% номерного фонда не соответствует международным стандартам, из них 56% — это гостиницы отечественного уровня две и три "звезды", еще 22% — старые базы отдыха. Несоответствием уровня сервиса обусловлен и короткий срок пребывания на маршруте, в среднем это полтора дня.
По оценкам экспертов, к 2020 году число туристов, путешествующих по "Золотому кольцу" могло бы достичь 20 миллионов в год. Регионы получат миллиарды рублей годовых доходов, туроператоры и отельеры – миллионы туристов, а местные жители – десятки тысяч новых рабочих мест. Но для этого необходимы комплексное развитие туристической инфраструктуры и соответствующие инвестиции, которые оцениваются нами в сумму более 100 миллиардов рублей.
Что касается гостиниц, то, с учетом возмещения устаревшего номерного фонда к 2020 году потребуется не менее 22 тысяч новых номеров международного уровня, основная часть которых должна относиться к среднему ценовому сегменту "три звезды".
- Что, по Вашему мнению, сегодня происходит с маршрутом "Золотое кольцо России"?
- На сегодняшний день не существует единой концепции развития маршрута, каждый регион пытается решать эти проблемы в одиночку. В туристической инфраструктуре присутствует явный дисбаланс. Налицо недооценка роли туризма для социально-экономического развития регионов, несоответствие спроса и предложения, отсутствие объектов размещения международного уровня, отсутствие координации между туроператорами.
Сам маршрут нуждается в омоложении и обновлении. Многие исторические памятники и другие объекты показа находятся в неудовлетворительном состоянии. Экскурсионные программы, большей частью перекочевавшие из советских времен, и по сей день остаются скучными и неинтересными. Не хватает квалифицированных кадров в сфере гостеприимства и специализированных образовательных учреждений.
- Как и почему появилась идея возрождения советского бренда?
- В кризисный 2008 год основатель Корпорации развития "Золотое кольцо" Петр Шура заинтересовался маршрутом, увидев в нем уникальную и никем не занятую нишу. До кризиса застройщики не стремились в гостиничный и рекреационный сегменты, да и сейчас не особенно стремятся, поскольку на первом месте по доходности стоит жилье, а гостиницы – на последнем. Быстрых прибылей на отелях не сделать, хотя девелопмент гостиничной недвижимости по-прежнему остается одним из самых устойчивых и стабильных видов бизнеса.
Изучив проблемы и перспективы туристического маршрута и регионов "Золотого кольца", мы поняли, что это не просто перспективное направление для бизнеса – это клад. Так родилась идея создания сетевого курортно-гостиничного проекта международного уровня. Масштабность и технологичность позволят не только сократить расходы на содержание и обслуживание сети, но и в целом увеличить доходность, в том числе акционерного капитала.
- Что сделано Корпорацией развития "Золотое кольцо" на сегодняшний день?
- Первым проектом Корпорации развития "Золотое кольцо" стал многофункциональный туристско-рекреационный комплекс с одноименным названием площадью 200 гектаров под Переславлем-Залесским в Ярославской области.
Курорт расположен в 130 километрах от Москвы, его первая очередь включает две гостинцы трех и четырехзвездного уровня, банный комплекс и поселок арендных домов. Гостиницы откроются в конце 2011 - начале 2012 года, управлять ими будет международный оператор Wyndham (бренды Days Hotel и Ramada). Вторая очередь строительства займет четыре года, будут построены: тематический парк, семь гостиниц уровня от 3 до 5 "звезд", спорткомплекс и медцентр. Объем инвестиций в проект составляет 12 миллиардов рублей, примерный срок окупаемости - около 10 лет.
Кроме того, в мае начинается строительство гранд-отеля на Волжской набережной в историческом районе Ярославля. Согласие на управление гостиницей, которая будет сдана в конце 2012 года, дал статусный международный гостиничный оператор, чье имя будет объявлено после подписания окончательного соглашения. Для этого проекта "Новолюблянским Банком" будет предоставлен кредит, его условия: 30% — собственные средства инвестора, объем инвестиций – 1,4 миллиарда рублей, расчетный срок возврата – 10 лет.
Следующим проектом корпорации станет пятизвездный СПА-бутик-отель под управлением итальянского гостиничного оператора и комплекс домов для круглогодичного проживания в Переславле-Залесском, у Плещеева озера. Также в ближайших планах – приобретение участков и строительство гостиниц международного уровня три "звезды" в Москве, Костроме, Иваново, Суздале, Владимире и Сергиевом Посаде.
- Для обновления всего туристического комплекса "Золотого кольца" усилий одной компании все же недостаточно…. То есть речь идет о государственно-частном партнерстве?
- Очевидно, что без участия государства потенциал "Золотого кольцо" не поднять. Для успешного бизнеса мало построить гостиницы. Нужны дороги, инженерные коммуникации, сопутствующая индустрия общественного питания, развлечений, и так далее.
Опыт зарубежных стран, в которых доходность от туризма доходит до 25% ВВП, показывает, что для развития этой сферы не обойтись без государства. В 60-х годах прошлого века государство активно развивало регионы, вошедшие в состав "Золотого кольца", что и явилось одной из основных причин появления маршрута. Мы уверены, что наше начинание станет первым успешным государственно-частным проектом в области туризма.
- Откуда такая уверенность в успехе?
- Корпорация имеет опыт по привлечению финансирования, так называемых "длинных денег" под инфраструктурные объекты, есть четкое понимание, что и как нужно сделать для возрождения "Золотого кольца". Корпорация выступила с этой инициативой и готова стать "локомотивом", координатором между всеми регионами-участниками.
Государство в лице "Внешэкономбанка" уже поверило в проекты корпорации, открыв кредитную линию на 14 лет под строительство первой очереди курорта "Золотое кольцо". Мы успешно сотрудничаем и с администрацией Ярославской области. Первую очередь курорта "Золотое кольцо" корпорация строила самостоятельно, включая дорогу и инженерные коммуникации. Вторая же очередь вошла в ФЦП "Развитие туризма в РФ в 2011-2016 гг." по Ярославской области. Общая программа должна быть утверждена до конца этого года правительством РФ.
- Какую схему взаимодействия с государством Вы предлагаете?
- На сегодняшний день нет единой законодательно закрепленной формы государственно-частного партнерства (ГЧП), каждый регион может принимать свои варианты. Корпорация планирует организовать масштабное ГЧП, в котором примут участие шесть субъектов ЦФО, девелопер и финансовые институты.
В конце апреля в Ярославле пройдет совещание с участием представителей аппарата полпреда президента РФ в ЦФО, Минспорттуризма РФ и региональных властей по вопросам развития туризма в округе, где мы проведем презентацию проекта "Золотое кольцо" и представим свое видение межрегионального сотрудничества в области развития внутреннего и въездного туризма. Через месяц, по итогам совещания, на международном туристическом форуме в Ярославле планируется подписание соглашения о взаимодействии между регионами и корпорацией. Мы приглашаем глав регионов, подписавших соглашение, войти в состав Наблюдательного совета Корпорации развития "Золотое кольцо" для совместной разработки единой концепции и программы развития туристической инфраструктуры маршрута.