После пары лет обещаний выдать мне на тест коммуникатор, снабженный чипом геопозиционирования ГЛОНАСС (точнее, GPS/ГЛОНАСС) я, наконец, его получил. Им, понятно (потому что никаких других пока на рынке не существует), оказался "MTS Glonass 945" - тот самый аппарат, про который несколько месяцев назад глава АФК "Система" Владимир Евтушенков, публично, на камеру, представляя его премьер-министру РФ Владимиру Путину и вице-премьеру Сергею Иванову, сказал, что он даже превосходит iPhone, поскольку кроме чипа GPS оснащен еще и ГЛОНАССом.
Этим вот превосходством мы сегодня и займемся, оставив на потом рассказ о собственно устройстве: очень простеньком, бюджетном (я бы даже сказал малобюджетном) Android-коммуникаторе.
Итак. Для начала. Я считаю спутниковую систему геопозиционирования - одним из двух-трех главных достижений Высоких Технологий прошлого века. Может быть, даже самым главным. Не стану даже пояснять почему. И повышение ее точности и охвата ею Земного шара дело и полезное, и (может быть, главное) приятное сердцу каждого техногика. К числу которых отношу и себя. Поэтому еще одна система спутников вдобавок к уже существующим - это, безусловно, очень хорошо. И изо всех известных мне (и многих неизвестных) бюджетных трат, траты на ГЛОНАСС представляются мне наиболее оправданными: мне ни капельки не жаль моей капельки налогов, идущих на это.
Я крайне далек от опасений, что в один прекрасный (прескверный) момент американцы отключат нас от GPS, просто это случай, когда больше - лучше. Не мне лично. Я живу в достаточно низких широтах, а точности, которую обеспечивает GPS мое передвижение по городам и весям, мне хватает с запасом. Однако кто-то живет выше, а кому-то точности не хватает. Пусть спутники "светят всем".
Единственное, что в контексте меня раздражает и даже злит - это разговоры о планах насильственного внедрения ГЛОНАССа. О несертификации для продажи в России устройств, не понимающих ГЛОНАСС. О добавочных пошлинах на GPS-коммуникаторы и навигаторы. О впаривании товара тому, кому он не нужен. Считаете, что государственные учреждения (военные, администрация, общественный и специализированный транспорт) должны иметь доступ к ГЛОНАССу, — оснащайте их соответствующими аппаратами (покупка которых все равно идет из наших налогов). Пропагандируйте ГЛОНАСС у северян. Да и у всех прочих. Только не навязывайте, не заставляйте покупать! Иначе автоматически получите обратную на ГЛОНАСС вообще реакцию.
Ну а сейчас — как именно проявился ГЛОНАСС на "MTS Glonass 945". Во-первых, в его прошивке существует специальная программа. Бессмысленная практически (во всяком случае, я не придумал, как ее использовать), но весьма эффектная. Называется GNSS Test. Ну, то есть Тест ГЛОНАССа. Скриншот, увы, представить не могу (по техническим причинам), придется словами. Там три закладки: GPSStatus, GlonassStatus и Sky (Небо). На двух первых - колонки не слишком понятных мне цифр и букв (возможно, для людей понимающих они и имеют практический смысл), а на последней — круг неба с точками спутников. GPS строк у меня на балконе в солнечную предпасхальную субботу оказалось десяток, Glonass-строк — на две меньше. Спутников в небе было полно, часть из них оказалась красными точками, часть — зелеными. Я, сопоставив число строк с числом точек, сделал вывод, что красные — это как раз ГЛОНАСС.
Далее. Из предустановленных навигационных программ на "MTS Glonass 945" оказалось две: Google Навигатор и MTS Навигатор, обе аналогичные по принципу "подсоса" карт, причем MTS Навигатор соглашается подсасывать их только при условии наличия MTS-симки и только через GPRS (ну, или, возможно, и через 3G), Wi-Fi он отключает автоматом. Почему, зачем, - пока непонятно, ибо подкачка карт декларирована как бесплатная.
Google Навигатор пользуется спутниковой информацией, что очевидно не только по результатам, но и по работающему GPS-значку в статус-баре, но не очень понятно, какой именно. Надо предположить все же, что и той, и другой: господа из "Навитела" объяснили мне, что информация и с одних спутников, и с других попадает на API, которая на выходе просто выдает координаты. Впрочем, это объяснение отчасти подтверждает и программа MTS Навигатор, которая, - наверное, специально для демонстрации, - имеет в меню строчку "Спутники".
Она открывает экран с координатами, направлением, высотой, скоростью и картинкой кусочка земли и спутника над ней (снова прошу прощение за отсутствие скриншота), под картинкой написано: 3+ GPS, 10 Glonass. Несколько, согласитесь, тенденциозно (ведь можно было бы 3+ Glonass, 10 GPS), но, во всяком случае, сигнализирует, что видны и те спутники, и другие.
Дальше я установил на "MTS Glonass 945" те две навигационные программы, которыми пользуюсь обычно: iGO и (спасибо "Навителу") Навител навигатор. Версия iGO под Android сильно проще предыдущих, под Windows Mobile, поэтому там схему спутников вызвать невозможно (во всяком случае, я не знаю, как), - так что просто констатировал, что работает. У Навитела же - другое дело. Вызвав "спутниковую" схему на "MTS Glonass 945" и на своем Desire, я обнаружил, что в первом случае "работающих" спутников 9, во втором - 13. Тут же решил проверить и точность. Расхождение в определении координат возникли в третьем знаке после запятой и не превышали десяти, расхождение в высоте — 12 метров. Будем надеяться, что там, где учитывалось больше спутников, цифры вернее, но насколько это может повлиять на бытовое использование навигатора, во всяком случае в наших широтах, сказать трудно. Однако, очевидно, что точнее.
Увы, спутники на Навительной схеме обозначены одинаково: что американские, что российские. Однако "Навител" давно и одним из первых работает с ГЛОНАСС, даже встроенные автомобильные ВАЗовские навигаторы оснащены "Навителом", так что они уже с этим делом разбирались и под Windows Mobile визуальное разделение уже провели. А вот над "MTS Glonass 945" еще поработать не успели из-за его новизны. Обещают. Пока же прислали скриншоты, как различаются спутниковые значки на их WM-версии: и на информационной панели, и, собственно, на карте.
Так что ГЛОНАСС-часть "MTS Glonass 945" меня удовлетворила вполне. Сейчас будем ждать ее информационной поддержки (как на картинках) от остальных навигационных программ.
Но главное - приличного качества навигатора-коммуникатора, понимающего ГЛОНАСС-спутники.
Только вот чтобы без насилия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции