Второй год подряд в мае в России пройдут Дни знаний о хронической сердечной недостаточности (ХСН), направленные на обучение врачей общей практики, медсестер, пациентов и их родственников лечению и реабилитации пациентов с этим недугом - а их в России насчитывается около 7 миллионов. О задачах, которые ставит перед собой организатор акции - Общество специалистов по сердечной недостаточности (ОССН) в интервью РИА Новости рассказали президент ОССН, член-корреспондент РАН, академик РАМН Юрий Беленков и исполнительный директор Общества, заместитель проректора МГУ имени Ломоносова Вячеслав Мареев.
- Юрии Никитич, первый вопрос к Вам: в чем актуальность проведения Дней знаний о ХСН?
- К сожалению, последние 15-20 лет структура смертности в нашей стране кардинально не меняется. Как и население европейских стран, мы умираем в основном от сердечно-сосудистых заболеваний: они составляют порядка 57 % всех причин смертности. Второе место делят онкологические заболевания - примерно 21%. Столько же приходится на так называемые общие причины: травмы, самоубийства, естественные и техногенные катастрофы и так далее.
Несмотря на огромные усилия, которые прилагает государство, тенденция к убыли населения все-таки сохраняется. В начале этого века мы теряли почти 700 тысяч человек в год, сейчас эти потери существенно сокращены, но тенденция пока не исчезла. У нас наблюдается так называемая "демографическая вилка": с одной стороны, люди, достигшие 60-65-летнего возраста, имеют шансы дожить до 80-85 лет, с другой стороны в группе трудоспособного населения продолжает наблюдаться сверхсмертность.
Тесно связанный с этим процесс - увеличение количества больных сердечной недостаточностью, поскольку население европейской части страны стареет. Здесь наблюдается один парадокс: количество таких больных растет, в том числе, и потому, что лучше стали лечить такие грозные заболевания как инфаркт миокарда. Раньше инфарктники просто не доживали до хронической сердечной недостаточности. Сейчас мы научились возвращать их к жизни, поэтому диагноз ХСН встречается в медицинской практике все чаще. В целом по России мы насчитываем около 7 миллионов больных ХСН.
Все эти факторы определяют те задачи, которые ставит перед собой ОССН, в том числе при проведении ежегодных Дней знаний о хронической сердечной недостаточности. Мы стараемся объяснить населению, что такое ХСН, как не допустить ее появления и как с ней бороться. В этом году общероссийские Дни пройдут во второй раз и более масштабно, чем в прошлом году. Те, кому не удастся принять участие в нашей акции, могут зайти на сайт, который ОССН создало совместно с Европейской Ассоциацией по сердечной недостаточности. Там собран большой массив обновляющейся информации по лечению и уходу за больными с этим диагнозом, которая будет полезна и для самих больных, и для тех, кто за ними ухаживает.
- Вячеслав Юрьевич, помимо создания сайта и проведения Дней знаний, ОССН создает регистр больных ХСН. Какова цель этого проекта?
- Наша задача - создать российскую базу пациентов, которые наблюдаются по поводу ХСН. По сути – это электронная карта пациента с ХСН. На сегодня уже 40 городов России гарантированно участвуют в этом масштабном проекте, цель которого - получить максимально полную картину того, что происходит с больными, обращающимися к врачам с сердечной недостаточностью.
Зачем нужен такой мониторинг? Во-первых, десять лет назад ОССН проводило достаточное крупное и успешное исследование обратившихся в медучреждения по поводу сердечной недостаточности "ЭПОХА" (Эпидемиологическое Обследование больныХ ХСН в реальной прАктике), и теперь мы хотим сравнить, как за 10 лет изменилась практика диагностики и терапии на местах.
Во-вторых, это позволит врачам иметь "электронный пул" больных, которые смогут участвовать в различных проектах по выработке наилучших практик лечения, может быть, даже в испытании препаратов. Например, другое наше масштабное исследование "ШАНС" (Школа и Амбулаторное Наблюдение больных ХСН) убедительно показал, что амбулаторное наблюдение за больными сердечной недостаточностью после их пребывания в стационаре позволяет существенно улучшать их прогнозы и снижать число случаев повторной госпитализации.
Вообще, регистр - это единственное, что дает реальную возможность анализировать ситуацию в длительной перспективе, отслеживать судьбу больных. Возможно, нам не удастся отследить ситуацию с ХСН в масштабах страны на 100%, но все равно очень важно когортно посмотреть прогноз пациентов, поскольку через какое-то время это даст возможность ориентироваться в тенденциях: какие вещи можно усилить, что можно улучшить.
Надо отметить, что Россия стала третьей страной в Европе, которая делает такой регистр. Сегодня в европейских странах действует 31 национальное общество кардиологов и некоторые из них приближаются по активности к нашему. Однако, насколько я понимаю, регистр существует только в двух странах: Швеции и Италии.
Кроме того, есть группы, пытающиеся объединить данные разных европейских стран. Это всегда трудно из-за разницы менталитетов, подходов и стандартов охвата пациентов. Моя оценка вероятности создания общеевропейского регистра очень осторожна: его уже много лет пытаются запустить. Тем не менее, при подготовке российского регистра мы включили некоторые пункты, которые входят и в европейские документы, чтобы в случае необходимости иметь возможность сравнить данные.