26 апреля 1966 г. в 5 часов 23 минуты утра по местному времени в Ташкенте, столице Узбекской ССР (ныне Республика Узбекистан), произошло разрушительное землетрясение.
Магнитуда его в очаге составила 5,2 (по шкале Рихтера), а сейсмический эффект на земной поверхности в эпицентре превысил 8 баллов (по 12-балльной шкале сейсмической интенсивности). Первый толчок сопровождался подземным гулом и световыми вспышками. Разрыв пород в очаге простирался на глубине от 2-3 до 8-9 км под центральными кварталами Ташкента.
На окраинах же столицы сейсмический эффект едва достигал 6 баллов. Сильные колебания почвы с частотой 2-3 герца продолжались 10-12 секунд.
В Ташкенте и раньше периодически происходили подземные толчки. Это объясняется тем, что столица Узбекистана находится в зоне повышенной сейсмической активности молодой Тянь-Шаньской горной системы, а под городом в земной коре проходит Каржантаусский тектонический разлом. Но сила этого толчка превзошла все предыдущие.
По мнению сейсмологов, разрушительная стихия подземного удара была колоссальной, и от полного уничтожения город спасло только то обстоятельство, что очаг катаклизма залегал на относительно небольшой глубине - от 3 до 8 км под землей, благодаря чему вертикальные волны не распространялись далеко и быстро затухали. Зона максимальных разрушений, тем не менее, охватила 10 кв. км в центральной части Ташкента (район Кашкарги), которая, в основном, была застроена глинобитными домами.
Преобладание вертикальных (а не горизонтальных) сейсмических колебаний предотвратило полный обвал даже ветхих глинобитных домов. От сильного удара дома перекосились и растрескались, рухнули лишь несколько десятков, преимущественно общественных зданий.
Это спасло людей от гибели, но лишило крова почти половину жителей Ташкента, ведь в аварийное состояние за одну минуту пришло более 2 млн. кв. м жилья. Без крова осталось более 78 тысяч семей, или свыше 300 тысяч человек из проживавших тогда в Ташкенте 1,5 млн. Было разрушено свыше 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий.
Погибли 8 человек и около 200 были госпитализированы с различными травмами. Однако впоследствии от пережитого стресса и в ожидании новых землетрясений в период даже очень слабых афтершоков (повторных толчков) от сердечных приступов скончались еще сотни пожилых людей.
Повторные толчки продолжались в течение двух лет. К концу декабря 1969 г. их общее количество превысило 1100, причем наиболее сильные из них (до 7 баллов) были зарегистрированы 9 и 24 мая, 5 и 29 июня, 4 июля 1966 г. и 24 марта 1967 г.
Жители Ташкента мужественно встретили удары стихии. Уже через сутки они переселились в разбитые на тротуарах и газонах городских скверов большие палатки. Работала водопроводная сеть и бесперебойно подавалась электроэнергия, что позволило избежать обычных при стихийных бедствиях эпидемий. В городе не было зарегистрировано ни одного случая мародерства.
Пострадавшему городу оказали помощь все республики СССР. Ташкент снабжался палатками, медикаментами, промышленными и продовольственными товарами, строительными материалами, техникой. В городе было установлено более 15 тысяч торговых палаток, открылось около 600 временных магазинов и предприятий общественного питания.
Почти 15 тыс. семей в организованном порядке и с их согласия были переселены в другие города Узбекистана и других союзных республик. Ташкентские дети отдыхали в пионерских лагерях 94 областей СССР.
К началу зимы 1966 г. была выполнена первостепенная задача - более 300 тысяч ташкентцев получили кров. За короткое время, немногим более трех с половиной лет, задача ликвидации последствий землетрясения была решена. На окраинах Ташкента выросли целые жилые массивы, заново были отстроены кварталы в разрушенном центре города, появился город-спутник Сергели. В Ташкенте было построено более 1 млн квадратных метров жилья, возведены школы, здания культурно-бытового и административного назначения.
Благодаря помощи всех союзных республик, Ташкент не только пережил катастрофу и был полностью восстановлен к 1968 г., но и оказался фактически перестроенным заново в современный мегаполис, площадь и население которого увеличились в 1,5 раза, и он стал еще более интернациональным (здесь проживают более 100 национальностей).
В 1976 г. к 10-летию со дня землетрясения в Ташкенте был возведен архитектурно-художественным комплекс "Мужество", посвященный ликвидации последствий Ташкентского землетрясения. Он находится на краю жилого массива, возникшего сразу после землетрясения взамен полностью стертой с земли глинобитной малоэтажной старой Кашгарки.
Монумент состоит из скульптурной композиции в центре, каменного куба на переднем плане и барельефного пано на заднем. Куб из черного лабрадора расколот надвое, на одной его стороне циферблат часов, стрелки которого показывают время землетрясения, на другой – дата случившегося. Разлом земной тверди продолжается до подножия скульптурной композиции, изображающей женщину с ребенком, и мужчину, заслоняющего их от удара стихии своей грудью.
Бронзовый цоколь сложной ломаной формы - символ разрушения, нанесенного землетрясением. От низкого мраморного постамента в виде лучей расходятся 7 дорожек, ведущих к 14 стелам. На них укреплены сквозные бронзовые барельефы, изображающие людей, восстанавливающих город - военных, строителей, архитекторов и простых жителей. Стелы символизируют помощь, оказанную братскими республиками Ташкенту.
Землетрясение 1966 г. явилось толчком для организации в СССР специальных комплексных исследований с целью изучения глубинного строения сейсмоопасных районов и геологических причин землетрясений и возможности их предсказаний. Для проведения таких исследований на базе Центральной сейсмической станции "Ташкент" был создан Институт сейсмологии при Академии наук Узбекской ССР.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников