Бельгийский астронавт Франк Де Винне, который стал первым европейским командиром экипажа Международной космической станции (МКС), в понедельник отмечает 50-летний юбилей. О том, как отметит его, о своей работе в Европейском космическом агентстве (ЕКА), о планах агентства в области пилотируемой космонавтики и исследовании космоса в ближайшем будущем, наконец, о том, как он побывал на торжественном приеме в Кремле в День космонавтики, Де Винне рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости. Беседовал Алексей Песляк.
- Франк, как будете отмечать юбилей?
- У нас ничего не планируется. Будет обычный день рождения, в домашнем кругу. Соберемся всей семьей и отметим это дело дома.
- А чем сейчас занимаетесь в Европейском космическом агентстве? Как называется Ваша должность?
- Я член отряда астронавтов ЕКА, работаю в директорате пилотируемых программ. Отвечаю, в частности, за техническую поддержку пилотируемых полетов. Занимаюсь тем, что происходит на МКС - оборудованием, поддержкой европейских астронавтов, работаю с будущими программами. Конечно, я не отвечаю за все вопросы, а только оказываю поддержку специалистам, работающим в этих направлениях.
Для ЕКА сейчас очень важно, чтобы слетали в космос молодые астронавты, которые были отобраны в отряд два года назад. Их шесть человек. Один из них, Лука Пармитано, полетит на МКС в 2013 году. Для него это будет первый полет.
А вот другой астронавт ЕКА - Андре Кауперс из Нидерландов - уже побывал на орбите в 2004 году. Тогда был короткий полёт. В конце этого года Андре полетит в составе длительной экспедиции на шесть месяцев. Среди прочих задач, я оказываю поддержку Луке и Андре в их подготовке.
- Есть ли планы еще раз потрудиться на МКС?
- Это зависит от планов агентства. Если скажут, то я готов лететь, конечно.
- Проходили ли новые астронавты ЕКА подготовку в нашем Звездном городке?
- У них, в том числе у Пармитано, уже прошло несколько этапов подготовки в России. Они тренировались вместе с российскими космонавтами в составе будущих экипажей на МКС. Также проходили подготовку в Канаде, США, Японии, в европейском центре подготовки в Кельне.
Наши астронавты очень хорошо сработались со своими коллегами по экипажам. Все они замечательные люди, отлично взаимодействуют с партнерами.
- Недавно в ЕКА были осуществлены некоторые структурные преобразования. В частности, появились новые управления, в агентство пришли новые люди. Что это может дать для дальнейшего развития европейской космонавтики?
- Последние десять лет страны-участницы проекта МКС активно занимались достройкой станции. Следующие десять лет отводятся на эксплуатацию уже завершенной станции, а это - совсем другая работа. Поэтому мы немного изменили структуру агентства.
- Каковы же приоритетные направления деятельности ЕКА?
- В пилотируемой космонавтике главный приоритет сейчас – это эксплуатация МКС. В ближайшие десять лет мы сможем там работать с большей научной нагрузкой, используя новую технику. Также важно, что мы можем гарантированно эксплуатировать станцию до 2020 года, тесно сотрудничая с партнерами.
Следует думать и о будущем. Что будет после 2020 года? Необходимо уже сейчас планировать программы дальнейших исследований космического пространства, в том числе подумать о полетах на Луну и Марс. Есть много планов, но все это надо обсуждать.
- А сколько астронавтов ЕКА планирует ежегодно отправлять на МКС?
- В ближайшее время туда отправится еще один европейский астронавт – Роберто Виттори. Он полетит в конце апреля на шаттле "Индевор". Но его экспедиция не будет длительной, он вернется на Землю на этом же "челноке".
После этого у нас запланировано примерно по одному полету в год. Раньше было примерно по два полета – один короткий и один длительный. В ближайшем будущем коротких полетов не предвидится - в том числе и потому, что шаттлы прекращают свои миссии. Будут проходить только длительные экспедиции на МКС, на полгода.
- Во втором полете, в 2009 году, Вы стали первым европейским командиром МКС, а экипаж, кстати, в ту пору увеличился до шести человек. Что положительного выявило такое командирство, какие препятствия и вызовы оказались сложны и неожиданны?
- Впервые командиром МКС стал представитель Европы. Это была не только большая честь для Европы и признание роли всех европейских астронавтов в развитии пилотируемой космонавтики, но и начало нового почина. Ведь в ближайшие годы командирами Международной станции станут также представители Японии и Канады - Коичи Ваката и Крис Хэдфилд. Тем самым вновь подчеркивается необходимость партнерства в деле освоения космоса.
Что касается трудностей, я вступил в должность командира в концу четвертого месяца своего пребывания на борту МКС. То есть подготовка 21-ой экспедиции продолжалась уже во время моего полета. Мне приходилось работать одновременно бортинженером 20-ой экспедиции и готовиться к принятию командования.
- Какие научные программы ЕКА собирается реализовать на станции в ближайшее время?
- Один из самых важных наших экспериментов, которые полетят в ближайшее время – это AMS (Alpha Magnetic Spectrometer). С его помощью мы попытаемся исследовать темную материю во Вселенной. Оборудование для эксперимента будет доставлено на "Индеворе" как раз в конце месяца.
- Изменилось ли что-то в системе подготовки астронавтов ЕКА за последнее время? И будет ли что-то меняться в ближайшем будущем - в частности, тренажерная база?
- Система подготовки отрабатывается годами. Все астронавты партнеров по программе МКС проходят подготовку в центрах подготовки того партнера, который предоставил соответствующие элементы МКС и научное оборудование. Например, работе на Российском сегменте все обучаются в Звездном городке. А вот работе в европейском модуле "Коламбус", управлению европейским грузовым кораблем ATV все обучаются в Кельне.
- Недавно Вы были в Москве в День космонавтики, когда отмечалось 50-летие полета первого человека в космос. Чем Вам запомнился тот день? И что для Вас значит имя Юрия Гагарина?
- Мне было очень приятно встретить своих друзей из России, США, Канада, Японии. И очень было интересно узнать о полете Гагарина много нового, чего я раньше не знал. Я немного успел посмотреть экспозицию Музея космонавтики, было очень познавательно.
Гагарин положил начало всей пилотируемой космонавтике. С него все начиналось. Когда я первый раз летал, у меня был командир Сергей Залётин, который стал мне настоящим другом, и специалисты, которые мне помогали и говорили, как все будет происходить. А когда летал Гагарин, ему никто не мог сказать, как он будет себя чувствовать, как будет проходить полет. Я восхищаюсь его храбростью - он в буквальном смысле слова шагнул в неизвестность. Я старюсь равняться на него в своей работе.
- 12 апреля Вы были на церемонии в Кремле. Что запомнилось?
- Я в Кремле не первый раз, но в том зале был впервые. Конечно, было очень приятно получить награду из рук президента России. Это большая честь не только для меня, но и для Европейского космического агентства, и для Бельгии. Выступая после награждения медалью "За заслуги в освоении космоса", я поблагодарил всех, кто поддерживал меня во время полета - всех инструкторов и инженеров. И самое главное, я поблагодарил свою жену и нашу семью - ведь без их поддержки у меня бы ничего не получилось. Для меня была большая честь, что президент Медведев также сказал мне, что он считает, что роль семьи в обеспечении успешного полета космонавта невероятно важна.