Накануне сезона отпусков все мы задумываемся о том, как сделать свое лето незабываемым. Можно, конечно, просто забронировать отель и пополнить ряды пляжной фауны, наслаждаясь праздным бездельем и гостиничным угодничеством. Но это, согласитесь, неспортивно.
Так почему бы не отбросить все стереотипы и тягу к комфорту и не ввязаться в какую-нибудь авантюру? Чтобы было о чем рассказать внукам. Все, что для этого нужно – вдохновение и решимость. В нашем огромном разнообразном мире всегда найдется место подвигу и самой безумной затее.
В погоне за рекордами
Неизведанных уголков природы почти не осталось, мир становится доступнее, путешествия - безопаснее, а рекорды - изощренней. Ведь удивить человечество уже не так просто.
"Никто никогда не проплывал через два океана на надувном корабле!" – подумали сибирские искатели приключений и снарядили экспедицию, на которую ушло 4 миллиона спонсорских денег и пять месяцев из жизни участников.
Немного изменив первоначальному плану, они прошли вдоль южного берега Африки до Кейптауна и далее пересекли Атлантический океан в непрерывном плавании без остановок и заходов на острова.
Почти всю дорогу они занимались тем, что сражались со стихией и латали свой корабль. Акулы принимали тримаран за кита и нападали, рыба-меч тоже атаковала их судно и проткнула баллон. Чинить приходилось прямо на плаву, под водой, в условиях качки и в окружении ядовитых медуз. Кроме того, фиберглассовые элементы каркаса их самодельного судна не выдерживали океанических штормов и ломались один за другим, дважды выходило из строя рулевое управление. При очередном проколе баллона им пришлось всю ночь плыть, постоянно подкачивая свой "корабль".
"Плыли ночью в таком режиме - 10 минут качаем, пять минут отдыха. В полной темноте, звезд на небе не было", - рассказывают путешественники.
Сложно представить себе эйфорию, которая захлестнула участников, когда они, успешно финишировав, ступили на бразильскую землю. И вздох облегчения их родственников…
Три года подготовки, почти пять месяцев противостояния стихии и 12 тысяч километров теперь позади. Впереди – внесение их подвига в книгу рекордов Гиннесса и, конечно, новые авантюры.
За идею
Рик Хансен из Ванкувера в 1986-1987 гг. был признан самым популярным человеком Канады. За 26 месяцев он преодолел более 40 тысяч километров, посетил 34 страны и побывал на четырех континентах, т.е. по сути, он совершил кругосветное путешествие в… инвалидном кресле!
Это турне изменило жизни миллионов людей. И вот почему.
В далеком 1973 году, когда Рику было 15 лет, он попал в автокатастрофу и получил травму позвоночника, навсегда лишившись возможности ходить. Тогда Запад относился к инвалидам, примерно как сегодня Россия, с жалостью, недоверием и некоторым пренебрежением. Но Рику удалось невозможное – он сломал стереотипы в умах людей и заставил общественность уважать тех, кто вынужден передвигаться на колесах.
Рик Хансен не ограничился титулом шестикратного чемпиона Паралимпийских игр.
21 марта 1985 года он отправился в мировое турне "Человек в движении", преследуя две цели: во-первых, обратить внимание мировой общественности на проблемы инвалидов, во-вторых, собрать средства на исследования методов лечения повреждений спинного мозга.
"Я надеюсь на то, что люди станут с уважением, а не со снисходительностью, относиться к инвалидам и будут видеть то, что они способны делать, а не то, на что они неспособны" - сказал Рик.
Во время своей одиссеи, он каждый день преодолевал расстояние, равное трем марафонским дистанциям, независимо от погодных условий и рельефа: в дождь, под палящим солнцем, через горы и города он продолжал крутить колеса.
"Мы прошли 70 миль и миновали три холма на пути к Гранте-пасе всего за один день. Не спрашивайте меня, как это нам удалось. Я только и знал, что крутить колеса, потом передвигалось сиденье, потом снова крутил колеса, потом смена колес, перерыв, лед на запястьях, снова работа в кресле и вновь смена положения сиденья. Спустя какое-то время у меня просто все плыло перед глазами" - пишет он в своей книге "Жизнь в движении" об одном из самых сложных участков пути.
За время своего турне Рик собрал 26 млн. долларов на исследования, реабилитацию и спорт для инвалидов, но основная его заслуга в другом. С его помощью общество пришло к пониманию проблем инвалидов, необходимости учитывать их нужды при строительстве зданий, улиц, мест отдыха и развлечений, а также он заставил людей поверить в безграничность возможностей и силу человеческого духа.
Экологический тренд
Тема экологии набила оскомину, но остается на гребне популярности. Потомок знаменитых британских банкиров миллионер Дэвид де Ротшильд решил привлечь внимание общественности к необходимости вторичной переработки отходов, построив парусник из пластиковых бутылок и пройдя на нем от Сан-Франциско до Сиднея.
На строительство судна ушло 12 тысяч бутылок из-под содовой, которые были тщательно отмыты, высушены, заполнены сухим льдом и вновь запечатаны. В результате химической реакции бутылки превратились в твердый материал, пригодный для строительства. Лишь мачты были изготовлены из металла.
Навигационное оборудование работало от солнечных батарей и ветровых турбин. Кроме того, на борту был разбит маленький садик, который обеспечивал экипаж некоторым количеством свежих овощей.
Удивительно, но со всем этим богатством пластиковое судно и бравый экипаж во главе с капитаном, страдающим морской болезнью, достойно выдержали испытание стихией и палящим солнцем, которое длилось 128 дней.
Когда Ротшильд и пятеро его верных соратников финишировали в Австралии, его фотографии были на первых полосах мировых газет. Так что, надо полагать, миссия удалась.
"Путешествие Plastiki - это путь от мусора к триумфу", - сказал он послу США в Австралии и мечтательно добавил, что из корабля вполне можно сделать сумку или куртку, или новые бутылки.
Науки ради
В мае 1970 года норвежец Тур Хейердал отправился в трансатлантический переход на легкой камышовой лодке "Ра-II", построенной по макету древних египтян. Через несколько недель путешественник достиг берега Барбадоса, тем самым доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы.
Это была вторая попытка Хейердала пересечь океан на лодке древних мореплавателей. За год до этого он и его команда едва не утонули из-за конструктивных недостатков судна, которое через несколько дней после старта начало сгибаться, погружаться кормой в воду и, в итоге, разломилось на части. Лодка "Ра-II" была доработана мастерами с озера Титикака и выдержала все испытания на пути к Новому свету.
Путешествие Хейердала стало одним из аргументов в пользу теории о том, что суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики.
"Кручу, кручу, кручу, педали кручу"
Велосипед - один из самых популярных и универсальных видов транспорта.
Роберт Хирш из Мемфиса был обычным юношей, жизнь его развивалась по классическому американскому сценарию: он хорошо учился, по окончании колледжа собирался поступать в медицинский или юридический университет. Но тяга к путешествиям перевесила рационализм, и, получив известие о том, что он принят в Корпус мира, Хирш ринулся спасать мир. Пока он работал волонтером в Вануату (тихоокеанское государство в Меланезии), написал письмо крупному производителю велосипедов, в котором рассказал о своем желании объехать мир на двух колесах. Компания поддержала его авантюру и обеспечила парня транспортом. За 5,5 лет скитаний, он посетил 60 стран и "похоронил" три велосипедных рамы.
"Жизнь проходит, а люди теряют время зря! - рассказывал Хирш по возвращении на родину, - Если открыть свою душу миру, то мир поступит также по отношению к вам. И вы увидите, что в мире много прекрасных мест".
Наш соотечественник Владимир Минин в октябре 2009 года отправился в одиночку покорять Новый Свет на велосипеде. Главной целью турне было показать, что этот "железный конь" может заменить практически любой вид транспорта.
Он проехал через две Америки с юга на север, когда на велосипеде, когда с велосипедом под мышкой, на пароме, барже, лодке, автобусе, грузовике, на ходу зарабатывая деньги на пропитание. Переболел малярией, похудел на 8 кг и набрал 5, разговаривал на трех языках (английский, испанский, португальский), два раза менял резину, один раз камеру, один раз цепь, несколько раз тросы переключения передач, два раза менял тормозные колодки… Но ни разу не пожалел о своей затее.
И поплавать, и заработать
Конечно, не погоня за прибылью двигала новозеландскими умами, переплывшими пролив Кука на минибасе-амфибии. 23-летние инженеры-аэронавтики Адам Тернбулл и Дэн Меллинг переоборудовали автомобиль и отправились на нем в плавание между Северным и Южным островами Новой Зеландии.
Их уникальный транспорт может передвигаться как по суше, так и по воде. На дороге машина развивает скорость до 100 километров в час, на воде – только 9 км/ч. В итоге переправа заняла 10 часов, что в три раза дольше, чем на пароме, но зато их почти всю дорогу сопровождали дельфины. Но Адам и Дэн стали первыми в мире, кто совершил подобного рода путешествие.
Выгода от их рискованного мероприятия налицо: засветились в СМИ и "наварились" на своей поделке. Минибас Toyota Townace 1990 года, который изначально стоил 1 доллар, после своего героического плавания был продан на Интернет-аукционе за 9 тысяч 100 долларов. Это втрое больше, чем ребята потратили на его переоборудование.
Мы вам рассказали всего о нескольких историях удивительных путешествий, но на самом деле их тысячи. На каждом шагу встречаются люди, не мыслящие свою жизнь без риска, те, кто последние силы, деньги и дни отпуска потратят на поиски сложностей и приключений: пойдут пешком через замерзший Байкал, поплывут на пенопластовой лодке через Черное море, отправятся в велопутешествие по Якутии или пересекут Гренландию на кайтах.
Кто-то считает их мечтателями, кто-то – сумасшедшими, одни ими восхищается, а другие называет их бездельниками. Но это люди, которые реализовывают наши мечты за нас. Покоряют мир, вдохновляют и заставляют нас мечтать и смотреть дальше проблем ипотечного кредитования.
Подготовила Ольга Лятифова