Рейтинг@Mail.ru
Ельцин и Горбачев: два президента в одной берлоге - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ельцин и Горбачев: два президента в одной берлоге

© РИА Новости / Борис Бабанов | Перейти в медиабанкПрезидент СССР Михаил Горбачев (слева) и Президент РФ Борис Ельцин (справа) во время вечернего заседания внеочередной сессии ВС РСФСР.
Президент СССР Михаил Горбачев (слева) и Президент РФ Борис Ельцин (справа) во время вечернего заседания внеочередной сессии ВС РСФСР.
Читать ria.ru в
Дзен
20 лет назад, 24 апреля 1991 года вступил в силу Закон о президенте РСФСР. Самого президента еще надо было выбрать всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Но зерно будущего двоевластия уже было посеяно в плодородной политической почве.

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

20 лет назад, 24 апреля 1991 года вступил в силу Закон о президенте РСФСР. Самого президента еще надо было выбрать всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Но зерно будущего двоевластия уже было посеяно в плодородной политической почве, и из него не могли не вырасти будущие острые конфликты.

По сути дела, заранее закладывалась коллизия, которая описывается в старинной народной поговорке "два медведя в одной берлоге". Два президента в одной столице - это ведь практически то же самое. И дело даже не совсем в том, что закон писался под Бориса Ельцина, который уже вступил на путь открытой конкуренции с президентом СССР Михаилом Горбачевым.

Роль личности в истории, безусловно, гораздо значительнее, чем ее привыкли трактовать вульгарные марксисты. Но и чрезмерно преувеличивать ее тоже не стоит. Кто бы ни стал президентом РСФСР, пусть даже самый лояльный из горбачевцев, он неизбежно вступил бы в спор с федеральным коллегой. Неизбежно пришлось бы делить власть, полномочия, министерства, источники существования.

Понятно, что это привело бы к ослаблению "Москвы союзной" и к усилению "Москвы российской". Или же - к упразднению только что введенного президентского поста самой большой из союзных республик. Мирный "симбиоз" и спокойное сосуществование двух глав государств, входящих одно в другое, словно матрешки, были политически невозможны. И в любом случае возникло бы классическое двоевластие.

Та самая конфигурация, о которой один из самых выдающихся политиков всех времен и народов Владимир Ильич Ленин писал: "В чем состоит двоевластие? В том, что рядом с Временным правительством... сложилось еще слабое, зачаточное, но все-таки несомненно существующее на деле и растущее другое правительство". То есть на территории одной страны появляются два центра власти, которые начинают конкурировать, если не воевать между собой и раздирать страну на части.

А теперь вспомним ситуацию, сложившуюся к апрелю 1991 года и от схоластики перейдем к конкретике. От общетеоретических рассуждений - к сугубо практическому взгляду. Два центра власти уже существуют, и между ними - Горбачевым и Ельциным и их соратниками - идет непримиримая борьба. "Несомненно существующие и растущие" государственные структуры РСФСР, уже не такие слабые и не зачаточные, что называется, тянут одеяло на себя. Добиваются того, чтобы республиканское законодательство и юрисдикция были приоритетными по отношению к союзным.

Недостает только равновеликого статуса у "младшего" лидера - председателя Верховного Совета РСФСР. И вот с принятием Закона о президенте перед ним открывается широкая дорога к высшей легитимности, освященной всенародными выборами, предусмотренными в документе. В этом пункте новоявленный президент становится покруче и посильнее Горбачева, который всенародным голосованием пренебрег.

Понимали ли народные депутаты РСФСР, к чему приведет такое усиление главы союзной республики? Часть депутатского корпуса не только понимала, но и сознательно ставила на это, имея в виду единственного своего кандидата - Ельцина. Однако за закон голосовали не только те, кто всецело поддерживал Бориса Николаевича. Да и сам закон возник не на пустом месте. Сначала съезд народных депутатов РСФСР принял решение провести всероссийский референдум о введении поста президента в России.

По зловещей иронии истории, этот плебисцит прошел в один день с всесоюзным референдумом о сохранении Советского Союза. За введение поста президента тоже высказалось солидное большинство избирателей, причем не только от принявших участие, но и от всех жителей РСФСР, имеющих право голоса. И решения, подтвержденные всероссийским голосованием, в отличие от итогов всесоюзного референдума, были неукоснительно исполнены. Чем был фактически забит еще один гвоздь в гроб союзного государства.

Забили этот метафизический гвоздь российские народные избранники именно 24 апреля, когда проголосовали за Закон о президенте РСФСР. Естественно, многие из них не ведали, что творили. Но "процесс пошел" - как говаривал Горбачев - гораздо раньше, 12 июня 1990 года, когда более тысячи депутатов одобрили Декларацию о государственном суверенитете самой большой и системообразующей союзной республики.

Суверенное государство, каковым объявили РСФСР законодатели, никак не могло обойтись без полноценного главы. Вот его и легитимизировали в конце концов. Следующим шагом было назначение выборов президента, что вскоре и произошло. А затем пошла полным ходом предвыборная кампания. Впрочем, это уже другая тема, заслуживающая отдельной статьи.

Закон, который приняли депутаты, был весьма компактным и лаконичным. В нем была прописана фигура президента, обладающего весьма ограниченной властью. Он не имеет права распускать съезд народных депутатов и Верховный Совет, которые, однако, имеют право отрешить его от должности, правда, большинством в две трети голосов и по заключению Конституционного суда. В принципе, это нормальное применение принципа разделения властей, действующего даже в такой сильной президентской республике, как, например, США.

Авторы Закона о президенте РСФСР были грамотными юристами, которые заранее пытались установить нормальную и гармоничную систему сдержек и противовесов между разными ветвями власти. Но на самом деле они заложили в конструкцию подводные камни, которые в будущем взорвут верхние эшелоны российской власти.

Основному и главному кандидату в президенты Борису Ельцину, под которого и сочинялся закон, было изначально тесно в этих рамках. До поры до времени он добивался расширения своих полномочий от народных депутатов, но потом просто-напросто их упразднил. Исторический законодательный акт прожил всего два с половиной года и канул в Лету - и в архивы - осенью 1993 года.

Но это мы снова сильно забежали вперед. В апреле 1991-го ни Ельцин, ни его постоянно усиливающаяся команда ни о чем таком не думали. Они готовились к первым всенародным выборам главы российского государства, на которых рассчитывали победить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала