О нынешнем дне Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря, о тех, кто приезжает поклониться его святыням, и о том, как идет процесс восстановления обители, в интервью РИА Новости в преддверие Пасхи рассказал наместник монастыря игумен Феофилакт (Безукладников).
- Отец игумен, сколько паломников в эти дни посещает монастырь?
- Паломники есть, слава Богу. Они приезжают каждый день. Несмотря на то, что сейчас ставятся леса, часть территории ограждается заборами и затягивается пленкой, не все архитектурные красоты Нового Иерусалима доступны взгляду, люди понимают, что монастырь жив, монастырь действует, сюда можно прийти и поклониться святыням, помолиться во время богослужений.
Ведь именно для этого – чтобы люди посещали монастырь и молились в нем – Патриарх Никон и строил его как Всемирный центр православия.
У нас богослужения совершаются каждый день и утром и вечером, а в воскресные и праздничные дни бывает и три богослужения.
Несмотря на реставрацию, в Страстную седмицу мы будем совершать некоторые богослужения в тех священных местах, где они имеют особый, прямой смысл – вот, скажем, в Страстную пятницу – Великий Пяток – богослужение будет совершаться на Голгофе, а в саму Пасхальную ночь будем служить перед Кувуклией – перед Гробом Господним в Новом Иерусалиме.
- Как много людей исповедуются?
- Вы знаете, очень много. Вообще у нас есть такая благочестивая православная традиция – не считать. Все, что делаем, делаем во славу Божию. К нам приезжают и семьями, и целыми автобусами. Паломники, которые чувствуют потребность покаяться и исповедаться, всегда имеют такую возможность. За каждым богослужением у нас стоит хотя бы один священнослужитель, который принимает таинство исповеди. Если нужно больше – будет больше. Всегда есть достаточно священников, чтобы исповедовать кающихся.
- Сколько в монастыре насельников?
- В братии монастыря официально шесть человек, еще несколько человек готовятся вступить в братию – среди них есть и послушники, и монахи из других монастырей, которые присматриваются к нам и нашей жизни, а мы присматриваемся к ним.
Вообще говоря, число желающих поступить в монастырь велико – они приходят чуть ли не каждый день. Но сегодня монастырь ограничен в площадях, потому что большую часть монастырских зданий занимает государственный музей, который располагается внутри стен монастыря. Он должен переехать к концу следующего года, и тогда освободившиеся постройки пойдут под реставрационные работы, а затем – под заселение монастырской братией.
Сейчас мы также занимаемся восстановлением здания бывшей Воскресной школы, которое находится рядом с монастырем. К концу этого года, я надеюсь, ремонт будет завершен. Тогда мы сможем принять в число братии еще 16 насельников.
- В какой стадии восстановление обители?
- Монастырь прожил сложную историю, и сейчас мы изучаем его состояние. В настоящее время в монастыре ведутся широкомасштабные работы – в первую очередь - противоаварийные и восстановительные.
Много находок приносят археологические раскопки, которые ведутся как внутри Воскресенского собора, которому в нынешнем году исполняется 355 лет, так и на территории монастыря. Артефакты настолько разнообразны, что мы не успеваем их обработать.
Кроме того, с лесов мы ведем так называемое инструментальное обследование стен храма и монастыря: подобно тому, как при помощи рентгена или аппарата УЗИ медики исследуют пациента, так и мы просвечиваем с помощью специального оборудования стены, чтобы определить закрытые кирпичом окна, двери, проходы, особенности кладки, трещины…
Параллельно в разных архивах ведется поиск материалов, которые имеют отношение к истории монастыря. Найденные в фондохранилищах документы мы переводим в цифровой формат для удобства их дальнейшего использования.
На основании архивных данных, а также результатов археологических и инструментальных обследований делаются проекты. На 1 января 2011 года было издано 239 томов проектной документации, и это только начало.
Ведутся также непосредственно реставрационные работы - вычинка стен Воскресенского собора, инъектирование (укрепление грунта) под фундаментами и колоннами. Кроме того, устанавливаются так называемые коренные леса, которые, в отличие от обыкновенных, позволяют размещать на разных ярусах станки для работы с лепниной и изразцами. С них также будет производиться роспись стен собора.
- Когда закончится восстановление монастыря?
- Работы должны быть закончены в 2016 году – такой срок нам поставили сопредседатели попечительского совета по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря президент России Дмитрий Медведев и Святейший Патриарх Кирилл.
За неполные три года с момента начала восстановления монастыря уже прошло три заседания совета – одно из них было в Кремле, а два – в резиденции президента "Горки-9". Надеюсь, что следующее заседание будет уже у нас в монастыре, но время его еще не определено. Сделать это довольно непросто, поскольку график у двух первых лиц – главы государства и главы Церкви – очень напряженный.
Тем не менее, как два сопредседателя Попечительского совета они свою работу исполняют замечательно: заседания проходят регулярно и очень активно. К каждому из них мы готовим материал о проделанной работе и использовании средств, а также планы будущей деятельности.
Недавно мы направили президенту Российской Федерации и Святейшему Патриарху план работ до 2016 года, где уже подробно расписан график проектных и реставрационных работ по каждому объекту с указанием конкретных сумм, которые на это требуются.
- То есть уже можно назвать сумму затрат на восстановление всего Ново-Иерусалимского монастыря?
- Пока нет. Когда появится сводный проект по восстановлению монастыря и пройдет государственную экспертизу, тогда мы сможем назвать стоимость реставрационных работ уже с точностью до копейки… Мы приглашаем людей посетить Новый Иерусалим, помолиться у его святынь и сделать свое пожертвование на восстановление монастыря именно сейчас, когда он переживает трудную пору. Как говорят святые отцы: "Дар вовремя – это двойной дар".