22 апреля 2010 г. управляемая нефтегазовой компанией "Бритиш Петролеум" (Вritish Petroleum, BP) платформа Deepwater Horizon затонула у побережья штата Луизиана после 36-часового пожара. Следом началась утечка нефти.
Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. Американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе. На момент аварии ею управляла BP.
В результате аварии погибли 11 человек, в воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти. Ежедневно в воды залива вытекало до 40 тысяч баррелей нефти (более 6 миллионов литров). ВР предпринимала многочисленные и большей частью безуспешные попытки устранить утечку.
3 июня 2010 г. подводные роботы на глубине 1,5 км срезали выходящую из аварийной скважины буровую трубу выше противовыбросового превентора (устройство для герметизации устья скважины). На срезе был успешно размещен защитный сифон, благодаря которому нефть и газ из аварийной скважины стали частично поступать в резервуары находящегося на поверхности танкера.
4 августа 2010 г. BP заявила об остановке утечки благодаря гидростатическому давлению закачанной буровой жидкости в рамках проведения операции "Static kill" (полная остановка утечки). В скважину сначала была закачана специальная тяжелая буровая жидкость, а затем цемент. Бурение разгрузочной скважины осуществлялось примерно в 30,5 м от аварийной, а пересечение двух каналов произошло на глубине 5,5 км.
19 сентября 2010 г. стало известно, что инженеры нефтяной компании BP закупорили аварийную скважину в Мексиканском заливе, положив конец крупнейшей в истории США утечке нефти, продолжавшейся почти пять месяцев.
В результате разлива нефти было загрязнено более 1100 миль побережья. О нанесенном ущербе заявили в нескольких американских штатах - Луизиане, Алабаме, Миссисипи, Флориде и Техасе. В прибрежной зоне наибольшему загрязнению подверглись болотистые местности - там нефть проникла в грунт на глубину 4-5 м.
К марту 2011 г., по сообщению официального представителя Объединенного центра по ликвидации последствий аварии на нефтяной платформе Майка Хвозда, неочищенными остались 530 миль. Полностью очищено побережье Флориды, практически полностью – побережье Алабамы и Миссисипи. Неочищенные участки остались в Луизиане, в том числе часть береговой линии и многочисленные болота.
На первых этапах ликвидации последствий аварии применялись химикаты и технология контролируемого сжигания. Всего было произведено 411 сжиганий. Затем основными способами работы стали завершающийся сбор нефти с поверхности воды, сбор осевшей на дно и смешавшейся с песком нефти и очистка побережья. В море работы велись, главным образом, компаниями-контракторами, которые собирали нефть кораблями-скиммерами и доставали ее из воды специальными корзинами, а на берегу значительная часть работы выполнялась силами добровольцев, инвесторов и собственников очищаемых участков.
Американские ученые затрудняются даже предварительно оценить ущерб, нанесенный экологии Мексиканского залива после аварии.
Профессор университета штата Луизиана Юджин Тернер считает, что наибольшему воздействию загрязнения подверглись моллюски - организмы, не способные передвигаться или передвигающиеся медленно и на ограниченные расстояния. Следовательно, по его мнению, наибольший ущерб понесли и будут нести вплоть до 2014 г. ловцы и поставщики устриц и мидий.
Руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы в России Алексей Книжников предположил, что экономический ущерб, нанесенный экосистемам, превысит 5 млрд долларов.
Пострадавшие в результате разлива нефти подали в суды тысячи исков, где ответчиками наряду с Transocean выступает и BP, под управлением которой находилась платформа. Упоминается также компания Cameron International, принимавшая непосредственное участие в подготовке платформы к работе.
В августе 2010 г. было принято решение об объединении в одно производство 77 дел по аварии на нефтяной скважине в Мексиканском заливе, находящихся на рассмотрении в судах пяти штатов.
Ожидается, что первое слушание по существу пройдет не раньше октября 2011 г.
В четвертом квартале 2010 г. выплаты пострадавшим от утечки нефти в Мексиканском заливе физическим и юридическим лицам составили 2,1 млрд долларов, всего в 2010 г. на ликвидацию аварии и ее последствий BP потратила 40,9 млрд долларов.
В середине января 2011 г. правительственная комиссия по расследованию причин аварии в Мексиканском заливе постановила, что авария на платформе произошла из-за ошибок менеджмента компаний, участвовавших в освоении месторождения.
В 48-страничном докладе американские эксперты указали, что нарушения были "систематическими". В частности, у компании BP не оказалось адекватных мер реагирования для обеспечения безопасности, включая неспособность рабочих определить первые признаки неминуемой аварии.
Руководство BP заявило, что доклад президентской комиссии, как и собственное расследование британской компании, проведенное в сентябре 2010 г., совпадает с выводом, что ответственность за аварию в Мексиканском заливе лежит на "нескольких компаниях, включая BP, Halliburton и Transocean".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников