Рейтинг@Mail.ru
Русский музей настаивает на скорейшем возвращении Торопецкой иконы - РИА Новости, 21.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Русский музей настаивает на скорейшем возвращении Торопецкой иконы

© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкТоропецкая икона Божьей Матери, доставленная в храм Александра Невского
Торопецкая икона Божьей Матери, доставленная в храм Александра Невского
Читать ria.ru в
Икона Торопецкой Божьей Матери, переданная на временное хранение в подмосковный храм Александра Невского при коттеджном поселке "Княжье озеро", должна как можно скорее вернуться в Русский музей, чтобы реставраторы могли оценить ее состояние.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 апр - РИА Новости. Икона Торопецкой Божьей Матери, переданная на временное хранение в подмосковный храм Александра Невского при коттеджном поселке "Княжье озеро", должна как можно скорее вернуться в Русский музей, чтобы реставраторы могли оценить ее состояние, заявил журналистам в четверг директор музея Владимир Гусев.

На выдаче старинного и хрупкого образа XII-XIV веков в новопостроенный храм настояло в декабре 2009 года министерство культуры по запросу патриарха Кирилла. Запрос, по данным СМИ, инициировал застройщик "Княжьего озера", президент группы компаний "Сапсан" и меценат Сергей Шмаков. Для хранения иконы была создана климатическая капсула, позволяющая поддерживать необходимый уровень температуры и влажности, а ее состояние оценивает специально созданная по такому случаю комиссия. Изначально предполагалось, что Богоматерь Торопецкая вернется в музей в сентябре 2010 года, затем срок был продлен до марта 2011 года, а в марте стало известно, что по решению Минкультуры образ пробудет в Подмосковье до конца 2011 года.

"Мне очень жаль, что икона не вернулась в оговоренные нами сроки. Я считаю это неверным решением, которое может помешать дальнейшему культурному диалогу," - отметил Гусев.

Он также выразил сомнение в том, что в киоте храма Александра Невского созданы адекватные условия для хранения иконы. "О реальном ее состоянии можно будет судить, только если она попадет в реставрационные мастерские", - подчеркнул директор Русского музея, добавив также, что в 1930 году, когда образ был передан в музей из разрушенного храма, его состояние было крайне плачевным.

Распространенное мнение, согласно которому место иконы - в церкви, Гусев считает предубеждением. "Даже если исходить из логики верующего человека, мы можем считать, что какие-то предметы остались по воле Всевышнего в церкви, а какие-то попали по Его воле в музеи", - объяснил он. Что до тезиса о том, что музеи в россии "хранят наворованное большевиками", то он, по мнению директора Русского музея, "опасен", так как провоцирует возрождение лозунга "грабь награбленное".

Вместе с тем, отметил Гусев, в недавней практике были и удачные примеры взаимодействия музеев и церкви - в частности, передача в Русский музей картины Григория Угрюмова "Торжественный въезд Александра Невского во Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями". Для бывшего владельца полотна, обители Александро-Невской Лавры, работники музея создали его точную копию, а оригинал будет теперь хранится в музее. "Замечательно, если иногда и церковь будет что-то передавать в стены музеев, как это было в дореволюционной России", - заключил Гусев.

Икона Торопецкой Божьей Матери, также известная как "Эфесская", "Полоцкая", "Корсунская", датируется предположительно XII-XIV вв и является одной из старейших икон в коллекции Русского музея. В 1173 г. образ был торжественно установлен в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы. Затем с XVII в. И по 1920-е гг икона находилась в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе. В 1930 году ее передали в Русский музей, где она хранилась в фондах и не выставлялась из-за хрупкости и опасности окончательной утраты.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала