О памятнике вождю социалистической революции Владимиру Ленину в деловой столице империализма Нью-Йорке знают немногие. Даже не все обитатели соседней богемной Ист-вилладж. Бронзовый Ильич установлен на крыше 13-этажного жилого дома под названием "Красная площадь". Он простирает руку куда-то в направлении района Уолл-стрит.
Девелоперы Майкл Розен и Майкл Шоул, построившие дом из красного кирпича в современном стиле, мало напоминающем архитектуру московского величия, выразили в названии и памятнике симпатию к России, социализму и перестройке.
Шестиметровый памятник работы Юрия Герасимова был сделан в СССР, одобрен госкомиссией, однако не был установлен в силу политических перемен, а затем и распада Союза. В 1994 году путешествующий по России Шоул обнаружил бронзового Ильича на задворках одной из подмосковных дач и перевез его на крышу "Красной площади", единственным украшением которой тогда были часы в стиле модерн, слегка перекошенные, с цифрами вразброс, а не по порядку.
Идеи коммунизма должны быть не чужды обитателям района, примыкающего к "Красной площади". Дом на 250 Хаустон-стрит расположен неподалеку от одного из самых злачных мест Манхэттена - района социальной застройки для цветной бедноты, раскинувшегося на авеню без названий, обозначенных просто первыми буквами алфавита. Сына знакомого мексиканца здесь средь бела дня пырнули ножом, "за то, что белый".
Возложить цветы к памятнику Ленину, возникни у кого-нибудь такое желание, не удастся. Это частная собственность. "Вход воспрещен", - преградил мне путь портье-китаец. Ну и ладно. "У нас не будет необходимости воевать. Они упадут к нам в руки как созревший фрукт", - предрекал Америке Ленин.
"Точно сказано. Про нашего социалиста Обаму!", - отреагировал на приведенную мною цитату коренной житель мегаполиса Джеймс, не сочувствующий идеям коммунизма. В его католической школе на Манхэттене доступно объясняли, что такое коммунизм: "Неплохо. Но если ты усердно работал, а двое других гоняли балду, то потом все твое поделят на троих".
Объясняли еще во время Второй мировой войны. Тогда популярность Компартии США, одним из учредителей которой в 1919 году был воспевший "кремлевского мечтателя" Джон Рид, уже начинала спадать. Мягкое объяснение с демонстрацией фотографий советских колхозниц в платках еще шло на фоне союзнической антифашистской коалиции. Чуть позже, в 1947-1957 годах, во времена акта Маккарти и "Второй красной угрозы", в Америке начались "чистки" и гонения на коммунистов. Процесс над коммунистами Этель и Юлиусом Розенбергами, казненными по обвинению в шпионаже и передаче СССР информации о разработках атомного оружия в 1953 году, стал апофеозом шпиономании и началом разгрома компартии. Развенчание культа Сталина и вторжение СССР в Венгрию также изрядно скомпрометировали марксизм-ленинизм. К 1957 году в Компартии США состояло около 10 тысяч человек, из которых полторы тысячи значились осведомителями ФБР.
"Я со школьной скамьи понял, что коммунизм не по мне. Но потом коммунисты сублимировались в безобидных хиппи и провозгласили симпатичный лозунг "свободной любви", и все стало на свои места", - вспоминает Джеймс нью-йоркские уроки политграмоты.
Левые идеи обрели в США второе дыхание во времена Вьетнамской войны. Но приход Михаила Горбачева и распад СССР подкосили и базис и надстройку американских коммунистов. Закат КП США ускорило отключение от советского финансирования, достигавшего когда-то 3 миллионов долларов в год.
Сейчас немногочисленные левые группы поднимают на свои знамена портреты Мао и Че Гевары. Штаб-квартиры этих организаций в Нью-Йорке в домах без вывесок и лифтов экзотичны и маргинальны. На выборах даже самого мелкого масштаба их представители не получают поддержки.
Современная компартия, в свое время сделавшая немало полезного для построения демократии в США, затянув пояс, переселилась в малый офис, сдала городскому университету тысячи ящиков своих архивов и пошла на смягчение программных принципов. Коммунисты расширили ряды ущемленных, за права которых они борются. К цветным, коренным народам, бедноте и женщинам прибавили сексменьшинства. Хотя в советские времена эта тема американских коммунистов не волновала: гомосексуалиста и идеолога сексуальной революции Генри Хэя даже вычистили из компартии за отклонение от генеральной линии.
Марксисты-ленинисты сегодня объясняют, что в случае победы на каких-нибудь выборах начнут продвигать немедленное повышение минимальной почасовой оплаты до 12 долларов с нынешних семи с половиной, и у "простых" экспроприировать ничего не будут, а только у "супербогатых".
Домовладельцы "Красной площади" Розен и Шоул, видимо, к супербогатым себя не относят - просто "миллионеры-середняки", типа "подкулачников". Но именно с их крыши Ленин пророчески указывает на источник глобального кризиса, разразившегося в 2008 году и разочаровавшего многих американцев в идеях либерализма, - Уолл-стрит.
"Ой, а я и не видел его раньше", - задирает голову молодой художник Алекс. Он признается, что ему симпатичны идеи всеобщего равенства и братства, хотя всерьез теорию коммунизма он не изучал. "Плохо, что богатые богатеют, а бедные беднеют. Что-то не так", - задумчиво качает он головой.
Его приятель, также художник, наряженный в живописные лохмотья, почти не скрывающие наготы и изысканных татуировок на смуглой коже, настроен категорически против Ленина.
"Не думаю, что я хотел бы диктатуры пролетариата. Предпочитаю жить в условиях демократии", - скептически улыбается этот типичный представитель бомонда, населяющего нижний Манхэттен до границы с "пролетарскими" улицами ABC.
Ленин на нью-йоркской крыше - один из сотен статуй вождю мирового пролетариата, нашедших в США "политическое убежище" после коллапса СССР. Бюстик Ленина можно увидеть среди всякой всячины в барах по всей стране. Рестораны и казино побогаче позволяют себе фигуру в полный рост, а то и увеличенного масштаба.
Самый знаменитый памятник Ленину в США - работы словацко-болгарского скульптора Эмиля Венкова, находится во Фремонте, районе Сиэтла: Ленин на фоне стягов идет против ветра, распахивающего полы его то ли пальто, то ли шинели, опустив правую руку в глубокий карман, словно сжимая там бомбу. Этого вождя намеревались установить в городе Попрад, но в Чехословакии разразилась "бархатная" антисоциалистическая революция. Скромный учитель английского американец Луис Карпентер спас пятиметровый монумент от переплавки на лом, усмотрев в поверженном гиганте истинный образец монументального искусства. Он купил статую за 13 тысяч долларов, что с перевозкой обошлось ему в 41 тысячу, для чего пришлось взять в банке кредит. Гигантский монумент разрезали на три части, а потом смонтировали. Но бронзовый гость не принес удачи учителю: он погиб в автокатастрофе в год доставки вождя в США, а его наследники незамедлительно избавились от подкосившего семейный бюджет Ленина, "переселив" его с частного подворья на одну из улиц города.
Местное арт-сообщество Фремонта любит устраивать здесь инсталляции, то пристраивая Ильичу красную звезду на Рождество, то перевоплощая его из Ленина в Леннона, а на ежегодные гей-гуляния обряжая под трансвестита. Семейство, унаследовавшее Ленина и кредитные долги, еще мечтает его сбыть, подняв ценовую планку до 160 тысяч долларов. Америка все-таки - страна "золотого тельца".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции