Необходима выработка интегральных показателей и статистический учет данных по ним – к такому выводу пришли эксперты группы №19 по обновлению «Стратегии-2020» «Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации».
19 апреля на заседании экспертной группы , которое состоялось в Высшей школе экономики, Е.Г. Мясоедова, генеральный директор АНО «Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом» представила доклад «Анализ положений транспортной политики, закрепленных в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
По ее словам, в последние годы развитию транспортной системы РФ уделялось большое внимание, однако на сегодняшний день многие проблемы транспортной системы так и не решены. С 2008 года, когда была создана концепция долгосрочного развития, сделано много, но основные системные проблемы, которые были обозначены тогда, остались нерешенными. Среди них эксперт отметила состояние дорожной инфраструктуры и ограниченность доступности транспортной инфраструктуры для потребителей.
Как заявила Е.Г. Мясоедова, необходимы индикаторы целей. «Существующие статистические наблюдения не в полной мере отражают ситуацию в транспортной системе РФ, – сказала она, – однако любой стратегический приоритет должен измеряться в количественных показателях, чтобы каждый рубль госбюджета был связан с конкретным показателем».
Также Е.Г. Мясоедова выделила стратегические приоритеты, такие как повышение доступности транспортных услуг для потребителя, повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы РФ. Говоря о перспективах, она отметила, что транспортная отрасль – это сложный объект. Одна из ее особенностей – это длительный цикл от проектирования до реализации. Уже сейчас надо проводить проектные работы и объявлять конкурсы, чтобы к 2020 году получить готовые объекты.
Соруководитель экспертной группы М.Я. Блинкин, научный руководитель Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства, привел ряд статистических данных. Так, по его словам, средний показатель мобильности населения в США составляет около 28 тыс. км в год на человека, в европейских странах – 18–25 тыс. км, тогда как показатели России в разы ниже – чуть больше 6 тыс. км. При этом у 80% населения РФ подвижность ниже 2,5 тыс. км в год на человека.
Кроме того, в России всего 2% населения пользуются услугами авиатранспорта. Из них только малая часть приходится на местные перевозки, тогда как 80% их – это полеты в Москву и из Москвы. «Как будет работать авиация в удаленных регионах страны – это один из основных вопросов преодоления территориальной разобщенности» – подчеркнул Блинкин. Эксперт также отметил, что проблема интегральных показателей заключается в том, как совмещать, например, показатели железнодорожного, авиа- и автотранспорта.
А.И. Федоренко, заведующий кафедрой управления логистической инфраструктурой НИУ–ВШЭ, предложил разбить интегральные показатели на группы согласно структуре населения, иначе, по его словам, ни один из них не будет работать.
Б.Г. Медведев, директор НИИ информационных технологий правительства Москвы, отметил, что крайне важно согласовать и утвердить эти показатели между собой, тогда они будут сопоставимы. Кроме того, он указал на необходимость создания механизмов вовлечения денежных средств хозяйствующих субъектов, помимо средств государственного бюджета, в развитие транспортного комплекса.