Почти год российские школы реализуют Национальную образовательную инициативу "Наша новая школа". О продвижении к школе будущего в интервью РИА Новости рассказывает научный руководитель Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.
- Александр Изотович, одно из основных направлений инициативы - введение новых образовательных стандартов. Уже с 2010 года в регионах идет апробация стандарта для начальной школы. Что меняется в школе?
- Во-первых, появление требований к условиям реализации основной образовательной программы повысило ответственность учредителей за оснащенность образовательных учреждений современным оборудованием, необходимым по условиям нового стандарта.
Во-вторых, внеурочная деятельность, получив новый статус, сопоставимый по значению с традиционной "учебой", существенно повлияла на работу начальной школы. Появились модели нелинейного расписания, разные варианты структуры образовательной программы, современные способы представления достижений детей. Появились также модели координации и интеграции основного и дополнительного образования младших школьников.
В-третьих, образовательные программы должны разрабатываться теперь школьной командой с включением в нее не только педагогов, но и родителей младших школьников. У школ появляется реальная возможность самостоятельно организовать учебный процесс в соответствии с интересами младшеклассников и пожеланиями родителей. Самостоятельная разработка основной образовательной программы позволила легализовать инновационную педагогическую практику последних двадцати лет, повысила ответственность школы за результаты работы.
К сожалению, система финансирования - расчет муниципального задания и финансового норматива - после введения нового стандарта остались прежними. Регионы не перешли на "бюджетирование по результату" - расчет финансового норматива, обеспечивающего достижение современных образовательных результатов, заявленных в стандарте.
- Одно из обозначенных в инициативе направлений - совершенствование учительского корпуса. Изменилось ли что-нибудь в этом плане?
- Переход на новый стандарт заставил многих директоров изменить принципы повышения квалификации учителей. Если раньше педагоги отправлялись повышать квалификации в индивидуальном порядке, то теперь наконец всем стало очевидно: невозможно обучать работе по новому стандарту учителей русского - и не обучать учителей математики.
Появились новые формы повышения квалификации. На базе пилотных школ в регионах стали создаваться ресурсные методические центры, где осуществляется переподготовка учителей и школьной администрации. Эта очень удачная форма работы будет применяться все более широко.
Расширилась также доля школьных учителей, прошедших традиционное повышение квалификации. В Тамбовской области таких учителей 82%, в республике Марий Эл – 52%, в Татарстане – 42%, в Башкортостане – 40%.
- А что изменилось в зарплате?
- Она, к сожалению, пока остается низкой. По всей России лишь в 10% школ зарплата учителей выше, чем в среднем по экономике в соответствующем регионе. В ряде регионов (Хабаровский край, республика Башкортостан, Москва) таких школ более половины. Однако в целом зарплаты учителей остаются низкими.
- Удается ли обеспечивать систему поддержки талантливых детей?
- Многие регионы выделяют на это значительные средства. В группу лидеров по финансированию талантливой молодежи из регионального бюджета входят Республика Татарстан, Чувашская республика, республика Дагестан, Московская, Нижегородская, Кемеровская, Калининградская, Самарская, Тверская, Орловская, Челябинская, Ивановская, Ленинградская области и еще целый ряд субъектов РФ.
Однако для создания полноценной системы поддержки талантливых детей, а также обеспечения всем равного доступа к образованию школам необходимо развивать дистанционное обучение. Оно даст детям-инвалидам и тем, кто проживает в удаленных населенных пунктах, полноценно учиться. А распространение дистанционных программ у нас тормозится недостаточным развитием в школах Интернет-технологий.
В большинстве школ России обеспечен доступ в Интернет со скоростью 128 Кб/с, но этого недостаточно для развертывания современных форм обучения. Только 11,1 % российских школ имеют хотя бы один компьютер, подключенный к Интернету со скоростью 2 Мегабайта в час — это минимум, необходимый для хоть каких-то дистанционных форм обучения. Из всех регионов только в восьми школ с таким - минимально приемлемым - доступом более 20%. Максимальный уровень доступа обеспечен в Москве (88% школ) и Санкт-Петербурге (87% школ). Переход на современные дистанционные формы обучения будет только усиливать эту проблему, так как видеотрансляции и онлайн-связь требуют увеличения трафика. Это серьезная проблема, требующая решения.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости