МОСКВА, 19 апр - РИА Новости. Режиссер Отар Иоселиани представил во вторник в Москве свой последний фильм-притчу "Шантрапа" (Chantrapas) перед его выходом в российский прокат 21 апреля.
Свой последний фильм 77-летний киноклассик, известный во всем мире по таким фильмам, как "Жил певчий дрозд", "Фавориты луны", "Истина в вине", посвятил практически себе и тому времени, в котором он живет. Главный герой картины - молодой грузинский режиссер-бунтарь Нико (актер Дато Тариелашвили) испытывает проблемы с цензурой в Советском Союзе. Уехав во Францию, он сталкивается с другими проблемами - продюсерами, диктующими свои правила, как снимать и монтировать кино. Но дерзкий и вспыльчивый Нико не может смириться с этими правилами игры.
Кто есть кто
Как рассказал после показа Иоселиани, у него не было каких-то конкретных прототипов героев. Даже, несмотря на явные параллели с его жизнью - фильмы Иоселиани запрещали к показу в СССР, а в 1979 году после выхода "Пасторали" он эмигрировал во Францию, - режиссер отметил, что фильм не является автобиографией.
"Во Франции я снял все, что хотел, в Грузии - тоже. Это мой герой не смог снять", - пояснил Иоселиани, заметив, что при этом, многие знаменитые режиссеры сталкивались с подобными проблемами. Так, Иоселиани вспомнил печальный опыт Эйзенштейна с его фильмом "Вива, Мексика!". "Кто ее монтировал, что с ней сделали? Но не получилось у него то, что он хотел", - добавил он.
Режиссер продолжил, что, создавая образы продюсеров, он никого конкретно не имел в виду. "Поверьте, я их столько перевидал и здешних, и тамошних. Они особенно друг от друга не отличались. Все они говорили одинаково, очень похоже", - заверил Иоселиани.
Он снова обратился к истории, напомнив, что с разными профессионалами и жуликами приходилось сталкиваться и Панфилову, и Тарковскому. "Были благородные люди, были жулики, которые пожимали Тарковскому и Панфилову руки. Были продюсеры за рубежом нечистые на руку", - заключил он.
Не знаменитые, но удивительные актеры
В последнем фильме Иоселиани в главных ролях сыграли либо малоизвестные актеры, как, впрочем, во многих его фильмах, либо и вовсе непрофессионалы. Роли второго плана исполнили Богдан Ступка и Юрий Рост, и одну из небольших ролей сыграл сам режиссер.
"Есть такое мнение, что я терпеть не могу известных актеров. Это не совсем так. Я не люблю знаменитых актеров. Если бы я снял Катрин Денев или Жерара Депардье, вы можете представить, что бы с этой картиной произошло? Но я радуюсь всегда, когда человек владеет своим ремеслом", - поделился Иоселиани.
Например, как продолжил режиссер, в фильме сыграл "удивительный актер Пьер Этэ". "У него похожая судьба с моим героем. При этом он комик, чудный комик, владеет мастерством, пластикой, не знаменит. Он снимал в молодости дивные картины, и они практически пролежали в подвалах 40 лет. Сейчас были отреставрированы, но оказались уже никому не нужны", - рассказал режиссер.
Не накладно и не фальшиво
Жанр фильма Иоселиани определил как притча, что характерно для большинства его картин, которые далеки от исторической достоверности, но передают атмосферу и особенности времени.
"Снимать автомобиль, трамвай или конку той эпохи - это дорогостоящее удовольствие. Тогда надо вымести все улицы, и поставить бутафорские декорации. Это будет накладно и фальшиво", - пояснил режиссер.
Для передачи настроения и духа в картину включены фрагменты из его студенческой картины "Цветы" (1959), а также неиспользованные материалы одного из его парижских фильмов.
Кроме того, классик явно с любовью и восхищением вспоминает славную молодость своих коллег.
Говоря о смысле притчи, лежащей в основе "Шантрапы", Иоселиани заметил, что его история о необходимости оставаться верным себе, несмотря на все, что окружает и препятствия, возникающие на пути.
Слово шантрапа имеет французское происхождение, в его основе лежит выражение "шантра па" - петь не сможет. Премьера фильма "Шантрапа" состоялась на Каннском кинофестивале в 2010 году.