МОСКВА, 19 апр - РИА Новости, Тамара Бараненкова. Ретроспективная выставка британского фотографа Майкла Кенны, знаменитого мастера пейзажной фотографии, открылась в Московском музее современного искусства на Петровке во вторник.
В Москву галерея "Победа", которая уже показывала работы Кенны ранее, привезла серьезный архив - здесь и ранние работы художника, сделанные им в 1970-80-е годы, и несколько тематических залов, посвященных излюбленным Кенной сюжетам, где собраны фото разных лет. Среди разделов - "Вода", "Азия", "Электростанции Британии", "Города" и "Деревья".
"С деревьями у меня сложились очень дружеские отношения еще с тех пор, когда я был маленьким мальчиком. С тех пор я много снимаю их и люблю возвращаться к тем деревьям, что уже снимал когда-то," - рассказал Кенна на вернисаже в понедельник вечером. Он привел в пример оливковые рощи в Италии, аллеи во Франции и снимок "Останки дерева" с острова Хоккайдо, согласившись, что на некоторых фото деревья напоминают фигуры живых существ. Вода также дает немало возможностей для создания иллюзий: на представленных в зале кадрах можно долго всматриваться в отражения зданий, волны Восточного моря, баржи, плывущие по Сене, или пруды Версаля.
Фотограф славится своими черно-белыми снимками: на отпечатках нарочито небольшого размера пейзажи, предметы и города приобретают графичную четкость, а пространство кажется разумно упорядоченным и погруженным в созерцательную тишину. Кенна долго работает с негативами, например, на снимке он высветляет одни места и затемняет другие. Сам он сравнивает свои работы с японскими хайку, для которых из всей полноты мира поэт выбирает лишь несколько главных элементов.
"Черно-белая фотография мне кажется более загадочной и оставляющей пространство для интерпретации, она податлива как глина, поэтому это более подходящий материал для художника", - объясняет фотограф.
Один из его фирменных приемов - съемка ночью на большой выдержке: нажав на кнопку, фотограф спокойно отправляется спать; личный рекорд Кенны - 12 часов. Благодаря этому может получиться, например, снимок, на котором восходящая луна становится похожей на пересекающую небо комету.
"Каждая фотография - только один шанс. Это очень экономит пленку", - шутит фотограф.
В свое время Кенна, выросший в бедной многодетной семье, собирался стать священником - в том числе и для того, чтобы, как он признался на выставке, иметь больше собственного пространства. Видимо, это желание вылилось в то, что в творчестве фотографа немалое место занимает монументальность природы. Путешествуя по всему миру, Кена находит масштабные пейзажи и в родной Англии, и в Японии, и Италии, и в Грузии, и в России, где художник побывал уже дважды.
"Москва. Санкт-Петербург. Путешествие по Грузии" - еще один раздел экспозиции. Кенна отметил, что Санкт-Петербург снимать оказалось легче, чем Москву. "Санкт-Петербург покорил меня сразу, он показался мне очень красивым и загадочным, здесь много пространства, много открытых ландшафтов, в то время как Москва не так податлива и открыта, она более урбанистична", - считает фотограф.
Кенна признается, что его давно интересует соотношение и даже конфликт природного и рукотворного ландшафтов. Маленькие же отпечатки он делает для того, чтобы вовлечь в этот конфликт и зрителей.
"Я верю в то, что между снимком и зрителем должны устанавливаться очень близкие, интимные отношения, и такой размер заставляет людей подходить поближе, чтобы рассмотреть мои работы", - объясняет он.
Один из самых сложных в эмоциональном плане проектов Кенны - "Концентрационные лагеря", над которым он работал на протяжении 11 лет, постоянно возвращаясь в них и делая новые снимки.
"Эти места несут очень сильную энергетику и огромное количество воспоминаний", - говорит фотограф, поэтому он относится к ним как к живым людям: сначала знакомится с ними и только после этого начинает работу.
Кенна признается, что не чувствует эти фотографии принадлежащими себе, а потому все печальные снимки с изображением ворот, за которыми были прерваны многие жизни, печных труб и груд оставшейся с тех времен обуви он передал в фонд при Министерстве культуры Франции.
Выставка открыта до 22 мая.