Петр Романов
Сегодня в метро я увидел наклеенный на вагонном стекле лозунг: "Я не Сахаров, но и я готов отстаивать свою позицию". Жаль будет, если власти метрополитена его сорвут. Конечно, при желании можно увидеть в этом лозунге и политическую агитку. В конце концов, имя академика Сахарова ассоциируется с вполне определенными ценностями. Но по сути это не так. Этот призыв "над" или "вне" партийный, потому что России, чтобы осуществить поставленные президентом Медведевым задачи по модернизации страны, по борьбе с коррупцией и так далее, как обязательное условие, необходимо свободное общество и независимый человек, способный отстаивать свою позицию.
Конечно, говорить о каких-то серьезных и уж тем более радикальных изменениях на отечественном политическом поле пока необоснованно. Но и делать вид, будто на небе после долгой зимней спячки не появились первые зарницы политической активности, полагаю, некорректно. Действительно, политическая весна пока столь же изменчива и непредсказуема, как и погода на улице, но все-таки…
Самые первые всполохи связаны с заявлениями Дмитрия Медведева и Владимира Путина о возможности их участия в ближайших президентских выборах. Трезвые аналитики сразу же справедливо заметили, что в принципе ничего нового и в том, и в другом заявлении не прозвучало. Оба лидера свое участие в выборах не исключают, но окончательное решение по этому поводу примут позже, исходя из социально-политической обстановки. И это разумно. Как показывают опросы общественного мнения, долгое время бывшие стабильными рейтинги президента и премьера стали подвижными. Разница в двух заявлениях лишь одна. В то время как Дмитрий Анатольевич обещал определиться в "относительно короткой перспективе", Владимир Владимирович не спешит это сделать, и даже призвал "единороссов" по поводу президентских выборов "не возбуждаться", мотивируя свою позицию тем, что это может отвлечь от работы.
"Если мы сейчас дадим какие-то неверные сигналы, половина администрации и больше половины правительства перестанут работать в ожидании каких-то перемен", - заявил премьер. И добавил, что не о выборах надо говорить, а "каждый день мотыжить свой участок, как святой Франциск". Напоминание о святом Франциске мне понравилось. Правда, из того же заявления следует, что большая часть правительства и половина администрации президента – люди чрезвычайно впечатлительные, а потому даже простого выдвижения одной из кандидатур для них уже достаточно, чтобы они перестали мотыжить грядку, а уселись в сторонке погадать на ромашке. Это, конечно, нехорошо, а потому Владимир Владимирович, возможно, и прав.
Впрочем, с другой стороны, не менее вероятно, что чем дольше будет существовать по поводу президентских выборов неопределенность, тем больше будет нервничать вся страна, включая, разумеется, и политическую элиту. Так что, не знаю. К тому же предстоящие уже в этом году выборы в Думу многими нитями связаны с президентскими, а потому, полагаю, нашему гражданину, прежде чем он пойдет избирать депутатов, было бы полезно знать, каким будет меню и на президентских выборах. В конце концов, кроме тандема президент – премьер, важен и другой тандем: президент – Дума.
Между тем, подготовка к выборам в Думу уже началась. Каждая партия совершает свой маневр. "Единороссы" - свой. "Справедливая Россия", только что избрав нового председателя партии, совершила свой. Посмотрим, насколько он окажется удачен для партии и Сергея Миронова, который, чуть отойдя в тень, ни в коей мере не утратил контроль над своими "эсерами".
Маневрируют и правые. Последний митинг "Парнаса" собрал на Болотной площади, по некоторым данным, порядка пяти тысяч человек. По нынешним меркам совсем немало.
Можно было бы привести и другие примеры. Все они говорят об оживлении на нашем политическом поле. И это хорошо. Повторюсь, для реализации тех задач, которые поставил президент Медведев, выход из той спячки, в которой находилось общество все последние годы, просто необходим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции