Завтра, 20 апреля, премьер Владимир Путин выступит перед парламентом с отчетом о том, что сделано и что он собирается сделать еще за оставшееся время. Оставшееся - потому что это последний ежегодный отчет премьера Путина. До выборов меньше года, и кем бы они ни завершились, в следующем апреле будет уже другая Дума, другой политический цикл, другой Путин…
Ему, Путину, независимо от того, что он решит для себя и страны, неизбежно придется становиться другим и, в идеале, уже завтра стоило бы сделать первый шаг к этому. Что имеется в виду?
Сколько бы ни рассуждали про стабильность, консолидацию элит и неготовность народа к радикальным изменениям, Путин как политик весьма проницательный не может не понимать, что старая повестка дня исчерпана, а новая не предложена.
Страна явно пробуксовывает, ее горизонты не очерчены, ее идеалы размыты, ее достижения последних лет неочевидны. Что можно предложить избирателю, которого накануне выборов, пойдет на них Путин или нет, нужно либо чем-то вдохновить, либо чем-то испугать. Второе, естественно, менее приемлемо, хотя и способствует временному сплочению.
Увы, ни кампания по борьбе с коррупцией, ни инновационное чудо Сколково, ни даже обещание зарплаты врачам-учителям не являются достаточными для вхождения в новый, большой и длинный политический цикл.
Сколково касается лишь незначительной, пусть и влиятельной прослойки истеблишмента, но избирателю, скажем, на Дальнем Востоке, от создаваемого инвестфонда ни холодно, ни жарко.
Кампания по борьбе с коррупцией, напротив, касается всех и каждого, но поскольку никаких результатов не принесла, поднять ее на знамя в предвыборный год, конечно, можно, но выглядеть будет неубедительно. Как заметил недавно один приближенный тандема, "надо уже вообще перестать говорить об этом, раз все равно ничего не сделано".
Можно пойти по самому очевидному в предвыборный год пути, а именно - по пути стандартного популизма. Много обещаний о повышении зарплат, социально ориентированное государство и т.д. Но эта повестка дня все равно не ответит на главный вопрос - что дальше?
Инерционный сценарий, который практикуется истеблишментом в последние годы, с одной стороны, всех устраивает, поскольку не несет в себе угроз кардинальных перемен, а, следовательно, гарантирует более или менее спокойное существование внутри принятой системы координат.
Но с другой нельзя не признать, что состояние российского общества все же отличается от того, чем оно являлось, скажем, 3-4 года назад, то есть на стыке прежних политических циклов. Тогда наступило экономическое процветание, и все, кто могли, занялись накоплением, обогащением, улучшением жизненных условий.
Но затем очень многие, причем преимущественно активные и успешные, заметили: в рамках существующей структуры возможности расти исчерпаны. Нет, можно, конечно, заработать еще немного денег, но радикально ощущение жизни от этого не изменится. Потому что все равно непонятно - что дальше?
В последние годы пространство нации становится все более дискретным, зримо распадаясь на кластеры, живущие по своим законам. Так, это Москва, Петербург и еще несколько крупных, в целом благополучных городов. Это регион Кавказа, представляющий постоянную опасность как для себя самого, так и для других, и не дающий никаких оснований полагать, что в ближайшие годы там что-либо улучшится. Наконец, это безнадежная глубинка, никому не нужные моногорода, мрачное наследие Союза, больная, нищая провинция без малейшего проблеска надежды.
Эти социальные срезы требуют совершенно разных инструментов, но особенно неподатливы верхние прослойки среднего класса, хотя и неопасны.
Свежий опрос ВЦИОМ должен порадовать тех, кто у власти: "Интерес к общественно-политической жизни у россиян снижается, - констатируют социологи. - Пики общественно-политической активности россиян приходились на 2004 и 2007 годы". Да и то, основная активность - это голосование на выборах президента. Тотальная социологическая пассивность выглядит немного странно, учитывая, что еще с осени многие констатируют "некое брожение" в умах и настроениях, особенно жителей Москвы. А, как известно, любые серьезные события берут начало именно в столицах.
Не менее любопытным оказался опрос Левады-центра, в котором на вопрос, "кого бы вы хотели видеть кандидатом на выборах президента России весной 2012 года", аж 25 процентов ответили, что "ни того, ни другого". То есть ни Путина, ни Медведева.
Но даже если предположить, что ничего крамольного в недрах Москвы и Питера не зреет, другие цифры опросов все же дают сигнал власть предержащим задуматься. "Ключевые аргументы россиян, игнорирующих общественно-политическую жизнь страны, за последние четыре года изменились, - говорит ВЦИОМ. - Если раньше респонденты чаще всего сетовали на бесполезность своего участия (29%) и недостаточную квалификацию (27%), то сегодня доминирующим аргументом является отсутствие интереса к политической сфере в принципе (36%)".
Что окончательно подрывает веру и надежду - власть категорически утеряла способность предъявлять людям какой-либо конечный результат. Не слова в виде программ, фондов и проектов, а что-то конкретное, что избиратель может "потрогать".
Дорогу, снизившиеся цены на бензин и "коммуналку", доступную медицинскую помощь, заработавшую ипотеку. Но ведь ничего подобного нет.
Чиновники выглядят усталыми и бесконечно занятыми, у них самих, видимо, полное ощущение загруженности и востребованности. Но в реальности им нечего предъявить людям. И в конце концов люди стали от этого уставать. Напоминает поздний Союз - много программ, каждому по квартире к такому-то году, жить становится все лучше, а в повседневной жизни - длинные очереди за продуктами и одеждой. власть Сейчас нет очередей (хотя если бы чиновники присмотрелись повнимательнее, они увидели бы очереди из бухгалтеров, стоящих с отчетностями в налоговые инспекции и фонды, а ведь этот кошмар вполне можно разрешить). Но цифры утекающего за границу капитала и число людей, вывозящих туда свои семьи, свидетельствуют о полном неверии и отчуждении у десятков тысяч граждан.
Означает ли что-то серьезное это общественное равнодушие? Пока - ровным счетом ничего. В среднесрочной перспективе - полностью лишает власть какой бы то ни было политической базы. Как в поздние советские годы, когда все просто терпели, но и только.
Конечно, даже такой режим может стоять на своих глиняных ногах еще многие и многие годы, как простоял бы Союз, не приди во власть новая команда, пытавшаяся очеловечить бесчеловечное... Но такой режим, лишенный - пусть и латентно - поддержки и одобрения базовых слоев общества, не может совершать достижения. Он существует, но и только. Как говорил один литературный герой, "ваше превосходительство, режим держится… только на застарелой инерции, он необратимо разрушается".
Отсюда - острая, буквально жизненная необходимость выработки новой программы действий для того, кто придет следующей весной. Но почему это должен делать Путин, даже если не захочет возвращаться сам? Потому что это его система, его ценностный ряд, его зачин. Три года назад он нашел формулу, как "уйти, чтобы остаться". Теперь ему предстоит найти ответ, как остаться, чтобы уйти.
Потому что самой тяжелой будет ситуация, в которой "ни остаться, ни уйти".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции