Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Государство надеется снижением налогового бремени стимулировать инвестиционную активность российского и зарубежного бизнеса. Президент Дмитрий Медведев в апреле дал поручение снизить страховые взносы (бывший ЕСН) с нынешних 34% до 28%. Минфин, которому поручено продумать варианты снижения, думает, как переложить часть налоговой нагрузки на потребление, например, за счет повышения акцизов. Предприниматели же считают, что привлечь деньги в экономику помогут не частные меры, а изменение парадигмы в отношениях власти и бизнеса, в том числе и в налоговой сфере. Эти мысли они попытались донести до чиновников на Неделе российского бизнеса в Москве.
Лучшая в мире
Если спросить чиновников, то реформировать особо ничего и не нужно. "У нас выстроена современная, отвечающая рыночным принципам налоговая система, - уверен замруководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Кирилл Янков. – Наше налоговое законодательство одно из самых либеральных в мире".
И это отнюдь не голословное утверждение: средняя налоговая нагрузка в России ниже, чем в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития – 23,8% против 34,1% соответственно. С 2007 года серьезно ограничены полномочия налоговых органов при проведении контрольных мероприятий.
К примеру, в 2010 году в России проводилось всего 8,5 проверок на тысячу предприятий, в США этот показатель выше в два раза, в Швеции – в 5 раз. Что же до всевозможных налоговых льгот, то по итогам 2010 года сумма выпадающих доходов от их предоставления составила около 1 трлн рублей.
Самое главное, что и бизнес, и независимые эксперты в целом согласны: наш налоговый кодекс предусматривает практически все льготы, которые есть в развитых или быстроразвивающихся странах. Но… работают они как-то не так. Сложность администрирования налогов и некомплиментарность чиновников к бизнесу сводят на нет эффект от солидного перечня льгот.
Президент РСПП Александр Шохин приводит такой пример: иногда льготы предоставляются так, чтобы получателя нельзя было идентифицировать. А Минфин говорит: мы дадим льготы, как только научитесь идентифицировать получателя. Невольно возникает вопрос: быть может, государство просто не слишком заинтересовано в предоставлении льгот?
Движение по кругу
Государство заинтересовано, но не в силах преодолеть стену недоверия, которая существует между ним и бизнесом. Тот же Минфин, по мнению партнера PricewaterhouseCoopers Натальи Мильчаковой, сомневается, сможет ли бизнес разумно распорядиться предоставленными льготами, ФНС опасается, что налогоплательщик непременно захочет ее обмануть, и вместо того, чтобы упростить процедуру администрирования, бросает все силы на то, чтобы выявить и перекрыть лазейки. Предприниматели расценивают эту активность как недружественную и начинают активнее искать эти самые лазейки. Напоминает известный сюжет: группа людей, где каждый не доверяет каждому, и, опасаясь, как бы сосед его не надул, старается надуть первым.
"Взял, украл, увел"
Конечно, корни проблемы гораздо глубже, нежели вопрос, кто первым пойдет на уступку, власть или бизнес. Можно даже сказать, что суета вокруг налоговых льгот как раз и маскирует серьезные вызовы российской экономики. Это не раз признавали и эксперты, и сами чиновники – главными демотиваторами предпринимательской активности в нашей стране являются вовсе не налоги, а административные барьеры, давление со стороны государства, бюрократия и коррупция.
До кардинального перелома в решении этих проблем пока далеко, вот и приходится государству идти по пути простых решений – вместо снятия административных препон стимулировать бизнес предоставлением новых налоговых льгот, изменением ставок и т.д.
Однако, как полагает директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Сергей Беляков, деньги возвращаемые бизнесу в виде льгот, не могут компенсировать того, что изымается в виде комплекса административных издержек.
К тому же постоянная чехарда в налоговом законодательстве сама по себе является мощнейшим демотиватором для предпринимательской деятельности. "Если я не знаю, какая у меня будет налоговая нагрузка в конце этого года, то я не могу планировать ничего, кроме того, что сегодня быстро взял, украл, увел, – оценивает деловую атмосферу зампред комитета ГД по бюджетам и налогам Андрей Макаров. – Отсутствие предсказуемости налоговой политики порождает именно эти тенденции в бизнесе".
А это невыгодно ни государству, ни обществу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции