Рейтинг@Mail.ru
Экс-глава космического агентства Индии: русские всегда нам помогали - РИА Новости, 18.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экс-глава космического агентства Индии: русские всегда нам помогали

Читать ria.ru в
О программе GSLV и космических амбициях Индии в преддверии юбилея полета рассказал РИА Новости бывший глава космического агентства Индии Кришнасвами Кастуриранган, занимавший этот пост в 1994-2003 годах. Сегодня он является членом правительственной Комиссии по планированию, в которой отвечает за науку.

Ровно 10 лет назад, 18 апреля 2001 года Индия запустила в космос свою первую тяжелую ракету GSLV, необходимую ей для самостоятельного размещения на орбите спутников связи. Вплоть до 2010 года на этой ракете использовались только российские разгонные блоки "12КРБ", закупку которых едва не сорвал в 1993 году Вашингтон. О программе GSLV и космических амбициях Индии в преддверии юбилея полета рассказал РИА Новости бывший глава космического агентства Индии Кришнасвами Кастуриранган, занимавший этот пост в 1994-2003 годах. Сегодня он является членом правительственной Комиссии по планированию, в которой отвечает за науку.

- 18 апреля 2001 года первый полет совершила ракета GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle – Ракета-носитель для вывода спутников на геосинхронную орбиту - ред.) с российским криогенным разгонным блоком "12КРБ". В чем значение программы GSLV для Индии?

- Индийская космическая программа по определению должна быть в значительной мере независимой. Мы должны уметь создавать спутники для развития страны - спутники дистанционного зондирования Земли, метеорологические и так далее. Нам также необходимо запускать эти спутники на орбиту, потому что полностью полагаться в этом на иностранцев нельзя.

Запускать спутники дистанционного зондирования Земли нам позволяет наша программа PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle – Ракета-носитель для вывода спутников на полярную орбиту - ред.). До этого мы зависели от советских ракет-носителей "Восток". Затем мы взялись за разработку геосинхронных носителей (служат для вывода спутников на орбиту, на которой период обращения спутника равен периоду обращения Земли вокруг своей оси – ред.), которые позволили нам выводить на орбиту и телекоммуникационные спутники.

При создании GSLV мы решили действовать поэтапно. На первом этапе мы сделали ракету-носитель, способную выводить на геосинхронную орбиту спутники массой до 1,5 тонны. На последующих этапах решено увеличить грузоподъемность до 4-4,5 тонны. У нас есть два типа GSLV: одна с русским криогенным разгонным блоком - это ракета версии I. Ракета с индийским криогенным разгонным блоком называется GSLV Версия II. Программа GSLV позволяет выводить на орбиту спутники связи без поддержки извне.

Справка: 15 апреля 2010 года первый полет совершила ракета GSLV Версия II, оснащенная индийским криогенным разгонным блоком в качестве третьей ступени. Запуск был неудачным – отказал топливный насос в блоке и ракета упала. Пока индийские инженеры вели работу над ошибками, декабрьский запуск GSVL осуществлялся с российским блоком "12КРБ". Ракета была тяжелее и длиннее предыдущих. Запуск также был неудачным из-за разрыва кабелей в области криогенного блока. Доклад о причинах происшествия пока не был опубликован.

- Как возникла идея сотрудничества в постройке GSLV с Россией? Какие еще варианты рассматривала ИСРО (Индийская организация космических исследований – Indian Space Research Organization - ред.)?

- Сначала мы решили, что третья ступень GSLV должна быть криогенной – это наиболее эффективное решение. Мы изучили предложения Франции, США и России. Французы хотели много денег, кроме того не было уверенности, что мы получим от них нужные технологии. Американцы сначала вообще отказали, а потом уточнили, что не смогут поставить криогенные технологии из-за режима нераспространения ракетных технологий. Их предложение также было достаточно дорогим. Тогда было решено договариваться с русскими.

- Россия была готова передать Индии не только криогенные блоки, но и наладить их производство, но затем эти планы пришлось скорректировать. Как это повлияло на программу?

- Переговоры проходили в конце 80-х начале 90-х. Русские не только готовы были продать блоки, но также согласились наладить их производство в Индии после закупки небольшого количества блоков. Все это предлагалось по умеренной цене. Очень способствовал председатель Главкосмоса Александр Дунаев.

Однако затем русские отказали нам в передаче технологий (летом 1993 года – ред.) Так контракт превратился договор купли-продажи. Я стал руководителем ИСРО, когда это решение об этом уже было принято, и я вел коммерческие переговоры. Мы договорились о поставке семи блоков (контракт заключен в 1994 году – ред.)

Это также означало, что нам надо было ускорить разработку собственного двигателя. Технологии эти непростые, но к 2003 году, когда я покинул ИСРО, у нас был готов проект.

- Помогали ли вам разработчики криогенных блоков из КБ химического машиностроения имени Исаева и ГКНПЦ имени Хруничева?

- Им приходилось придерживаться условий соглашения с американцами. Но Индия начала работу над криогенным разгонным блоком в 1985 году, и к 1990 году у нас был пятилетний опыт работы в этом направлении. Поэтому нельзя сказать, что мы вступили на совершенно незнакомое для нас поле.

Когда мы начали сотрудничество с русскими, контракт не позволял им передать ничего, кроме сертификата о технических возможностях и участвовать в испытаниях двигателя. Ознакомиться с техникой детально мы не могли. Но мы могли обсуждать результаты испытаний и ход разработки собственного криогенного блока. Русские всегда были открыты, и если у нас были вопросы, они на них отвечали.

Когда понадобилось оценить проект нашего криогенного блока, русские помогли нам и с этим. Это была ограниченная помощь, она оказывалась на коммерческой основе, за все мы платили.

ИСРО в апреле опубликовала план работы на ближайшие годы, и пилотируемой программы там нет. Значит ли это, что Индия не будет запускать человека в космос?

Перед тем, как объявлять о программе, ИСРО предстоит проделать определенную домашнюю работу. Например, для того, чтобы решиться на запуск миссии "Чандраян" в Луне потребовалось четыре лет размышлений и еще четыре года на подготовку к запуску. Так что, подготовительная работа продолжается. Нельзя исключить, что по ее итогам будет решено отказаться от миссии, но пока она продолжается.

- Индийская космическая программа изобилует различными спутниковыми и исследовательскими проектами. Какую долгосрочную цель преследует Индия в космосе?

- Наша космическая программа имеет ядро – это спутники и ракеты-носители. Это ядро позволит нам продолжать реализацию социально ориентированных космических проектов. Речь идет о дистанционном зондировании Земли и связи, которые приносят пользу в образовании, здравоохранении, метеорологии, сельском хозяйстве, обеспечивают стране единое информационное пространство. Сюда же входят и чисто научные программы, такие, как запуск спутника "Астросат" или "Чандраян-2".

Далее – это двусторонние проекты программы. Например, Россия и Индия могут работать вместе над созданием региональной навигационной системы: разрабатывать, запускать, эксплуатировать. Результаты могут предлагаться третьим странам. Возможны даже совместные с Россией миссии на Луну или на Марс.

Третья область – это многосторонние международные проекты. Допустим, завтра будет объявлено о проекте международной космической станции. У нас может не быть ресурсов для самостоятельного осуществления такого проекта, но мы могли бы стать партнером в такой международной программе. Речь идет о лунных базах, амбициозных межпланетных полетах, орбитальной станции.

- Что может предложить Индия?

- Мы можем планировать миссии, можем разрабатывать воздушно-реактивные системы, навигационное оборудование, симуляторы, всевозможные приборы. Наша промышленность также может предоставить другим странам услуги по сборке и испытаниям оборудования.
Соответствует ли нынешнее сотрудничество Индии и России в космической области потенциалу?

В космосе нет пределов возможностям для сотрудничества. Это может быть наука, технологии или их применение. Учитывая доверие наших стран на политическом уровне, спектр тем для сотрудничества чрезвычайно широк. Многое зависит от политического руководства, но оно не должно основываться на старых схемах, существовавших во времена Брежнева. Старое сотрудничество с Россией было политическим – бесплатные запуски наших спутников, полет космонавта Ракеша Шармы и так далее. Концепция России по сотрудничеству с другими странами стала чисто коммерческой. Доступ к технологиям стал платным, и это понятно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала