Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Режиссер Роман Балаян, которому 15 апреля исполняется 70 лет, раскрыл новые исполнительские возможности двух замечательных актеров, двух Олегов - Янковского и Меньшикова. Эти актеры стали символами двух поколений, шестидесятников и восьмидесятников. Со временем Меньшиков пошел по стопам Янковского, играя в амплуа мятущегося интеллектуального героя. А карьеру его во многом определили "Полеты во сне и наяву" 1982 года и "Поцелуй" 1983 года - фильмы, снятые Романом Балаяном.
Роман двух Олегов
"Я продвигал то, что хотел", - говорит режиссер, который не привык идти на компромисс с самим собой. "Полеты во сне и наяву" - самая известная картина Балаяна. Среди других лирико-медитативных лент - "Храни меня, моя талисман" (1986) с Янковским, Абдуловым, Друбич и Збруевым, импровизация на тему пушкинской дуэли в наши дни. Режиссерских работ у Балаяна не очень много, всего одиннадцать: он всегда был разборчив и отбраковывал конъюнктурные сценарии и истории в жанре "производственный роман".
"Редко кому так удается исповедаться о своем поколении", - говорил Олег Янковский о Романе Балаяне. Любимые персонажи режиссера - интеллигенты на перепутье, в пору возрастного и духовного кризиса. Похожих героев исследовал Федерико Феллини, философ-психоаналитик кинематографа. "Полеты во сне и наяву" - это советские варианты "Dolce vita" и "Восемь с половиной".
Сорокалетний Сергей Макаров в "Полетах во сне и наяву" запутался в отношениях с женщинами, разочаровался в работе, он в меру лжив, в меру смел, ему хочется откреститься от ответственности за свои поступки. Его "внутренний полет" замедлился, почти прекратился. У Макарова "все кувырком", говорит его начальник в исполнении Олега Табакова. Сергей то занимается самобичеванием, то самоутверждается. Он ищет острых чувств. Он задумывается и сомневается, а это главное для Балаяна, философа-гуманиста по природе.
Балаян рассказывал, как он выбрал актера на эту роль. Сначала он думал снять в роли Сергея Никиту Михалкова, с которым приятельствовал, но случайно увидел по телевизору ленту Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся…" (1981) с Олегом Янковским. Один небольшой эпизод - то, как персонаж Янковского выразительно резал лимон, - решил судьбу "Полетов во сне и наяву". Актер умел великолепно отражать в одной, казалось бы, второстепенной детали душевное состояние своего героя. Он умел показать надломы и двойственность человеческой натуры, глубоко спрятанные страхи и надежды.
Герою Янковского Балаян противопоставил безымянного персонажа Меньшикова. В титрах он назван другом Алисы, молодой любовницы Макарова. Меньшиков играет "человека массы", примитивного, презирающего людей сомневающихся, безликого и жестокого. Лицо друга Алисы неподвижно - он пребывает в эмоциональной нирване. Единственное его сильное чувство - чувство мести. Он готов растоптать своего соперника Макарова, но не потому, что тот ухаживает за Алисой, а просто из чувства слепой ненависти ко всему чуждому, непостижимому.
Олег Меньшиков с тех пор много снимался, работал в замечательных картинах и со временем стал играть собратьев героев Янковского. Таков, например, Артеньев в "Моонзунде" по роману Валентина Пикуля. Даже Митя в "Утомленных солнцем" Михалкова - это интеллектуальный герой с сожженной душой и мстительным сердцем, которое по-прежнему ждет любви.
Шекспировские страсти
Интеллигент и хам сражаются друг с другом и в картине Балаяна "Храни меня, мой талисман". Режиссер и актеры препарируют это противоборство по-чеховски тонко. Так же филигранно Балаян снимет и телеверсию спектакля "Современник" "Кто боится Вирджинии Вульф?" по пьесе Эдварда Олби. В этой работе распутан клубок отношений супругов, которые не могут ни расстаться, ни по-прежнему любить друг друга. В Голливуде Марту и Джорджа играли Элизабет Тейлор и Ричард Бертон. В "Современнике" - Галина Волчек и Валентин Гафт. Балаян всегда любил такие сложные психологические конфликты и исследовал их бережно, но хирургически-скрупулезно.
Страсти кипели и в "Леди Макбет Мценского уезда" 1989 года по повести Лескова. Купеческую жену Катерину Измайлову сыграла Наталья Андрейченко, ее любовника Сергея - Александр Абдулов.
"При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное", - пишет Лесков. А Балаян вглядывается в душу героини: как произошло перерождение праздной женщины в безрассудную преступницу? И что тому виной: пылкая душа, скука или впервые испытанная плотская любовь? И то, и другое, и третье.
В 1998 году Балаян сделал документальный фильм о своем учителе - "Ночь в музее Параджанова". Киностилем Сергея Параджанова восхищались Тарковский, Феллини, Антониони, Годар. Для Балаяна Параджанов - символ эстетически совершенного и свободного по духу кино, мастер философского киноискусства вне времени и пространства.
"Райские птицы" 2008 года - последняя совместная работа Романа Балаяна с Олегом Янковским. Режиссер вспоминает начало 1980-х и снова размышляет на тему свободомыслия. В 2009 году фильм получил "Нику" в номинации "лучший фильм стран СНГ и Балтии". Балаян обыгрывает в фильме излюбленную метафору Марка Шагала - полет как состояние души (она есть в шагаловской "Прогулке" с парящей влюбленной девушкой и в других картинах). Так продолжилась балаяновская тема полетов во сне и наяву. Кстати, райскими птицами режиссер называет одаренных людей…
Роман Балаян снял не так уж много картин. Но вопрос не в количестве, а в качестве. Можно снять десятки фильмов и при этом ни на йоту не приблизиться к пониманию человеческой психологии. А можно, как Балаян, снять 11 лент и при этом досконально изучить и умонастроение современников, и вневременные - вечные человеческие чувства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции