Рейтинг@Mail.ru
Работодатели низко оценивают квалификацию выпускников вузов - РИА Новости, 14.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Работодатели низко оценивают квалификацию выпускников вузов

Читать ria.ru в
Дзен
Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — Елены Николаевой, члена Общественной палаты РФ

www.hse.ru, 14.04.2011

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — Елены Николаевой, члена Общественной палаты РФ.

— Вы являетесь членом экспертной группы, работающей над Стратегией-2020 по вопросам миграционной политики, профессионального образования и рынка труда. Не могли бы вы рассказать о проблемах, с которыми сталкивается рынок труда России, связанных с рабочими кадрами и инженерным образованием?
— На последнем заседании рабочей группы экспертного совета, которое проходило в эту субботу, я делала один из докладов по вопросам подготовки кадров, по проблеме инженерных кадров и рабочих специальностей. Мы привели неутешительные цифры, которые говорят о том, что вымывание молодежи из среднего профессионального образования и начального профессионального образования в высшее образование не привело к реальному повышению квалификации специалистов и не решило проблем недообеспечения нашей промышленности теми кадрами, которые нужны.
У нас сейчас не хватает высококвалифицированных рабочих, инженеров, которые могут решать задачи модернизации экономики и создания инновационных продуктов. При этом наблюдается переизбыток кадров юристов и экономистов. Причем, основная проблема подготовки кадров состоит в том, что специалисты, которые сейчас выходят из системы высшего образования, подчас не востребованы на рынке в силу того, что работодатели низко оценивают их квалификацию. Исходя из этого нами была предложена целая система обновления этого взаимодействия между работодателями, профессиональным сообществом, образовательными учреждениями и теми системами непрерывного образования, которые сейчас уже существуют.
Например, в строительной области существует открытое отраслевое соглашение о партнерстве между Министерством регионального развития и Министерством образования и науки. В рамках него мы сейчас готовим уточненные профессиональные стандарты и пытаемся их увязать с образовательными стандартами, привлекаем соответствующие вузы и средние учебные заведения, которые в рамках этих стандартов готовят соответствующие программы по заданию работодателей. Нам удалось выстроить грамотное взаимодействие, скоординировать квалификационные требования и программные требования. Мы приглашаем к сотрудничеству в этой части Минздравсоцразвития, которое занимается программами занятости, мы приглашаем ФМС и Министерство экономического развития.
Мне кажется, системный подход на примере этой отрасли может помочь выстроить взаимодействие в сфере высшего, среднего, профессионального образования. И что важно — мы подключаем сюда образовательные центры, которые сейчас созданы на базе определенных предприятий в силу того, что предприятия не удовлетворены качеством подготовки специалистов.
Таких центров в России сейчас 38, и мы их сейчас присоединяем в качестве непрерывного образования к системе отраслевого стратегического партнерства, которая в настоящее время выстраивается. Мне кажется, что эта схема — одна из самых прогрессивных в России, и она может послужить новой базой и для развития образовательных систем, и для развития экономики в целом.
Плюс, мы предложили создать электронный паспорт профессионала, что является интересным, новым подходом в определении квалификации каждого сотрудника, в паспорт можно будет записать полученное образование, включая успехи, будь то диссертации или патенты, включить туда все дополнительные «опции». И этот паспорт является абсолютно полной информационной базой, которая позволяет работодателю более квалифицированно оценивать данного специалиста. И государство сможет занимается развитием квалифицированных кадров, их качественным трудоустройством, представленностью на рынке — чтобы мы четко понимали, какие специалисты у нас есть, каким образом они востребованы, и давали четкие ориентиры молодежи, что является на сегодня реальным трендом в развитии собственно квалификации.
— С какими проблемами вы можете столкнуться при реализации этих интересных инициатив?
— Первая проблема состоит в том, что в разрозненном предпринимательском сообществе отсутствуют четко сформулированные «постановочные» задачи, что не дает налаживать эти коммуникации. В строительной сфере нам удалось это сделать, и мы считаем, что это будет базовым прорывом. Мы видим со стороны министерств и ведомств серьезную заинтересованность и готовность к сотрудничеству. Поэтому сейчас многое зависит от того, как мы выстроим непосредственно технологию взаимодействия. Но здесь я большой оптимист.
— Какие у вас впечатления от конференции в целом, какие секции вам были интересны?
— В целом много интересных докладов. Мы понимаем, что уточнение Стратегии-2020, которая сейчас активно обсуждается на разных площадках и особенно здесь, требует серьезного осмысления. Есть спорные тезисы, есть очень интересные тезисы, но в любом случае, когда вместе собирается большое количество умных людей — это очень интересно, познавательно, именно в диалоге, дискуссии рождаются интересные идеи и эффективные алгоритмы, которые позволят выйти на достижение результатов.



 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала