Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
"Я тебя породил, я тебя и убью", - решила Алла Пугачева по поводу российской эстрады. Королева советской песни, во многом создавшая нынешнюю отечественную эстраду, поступила в духе Тараса Бульбы. Великой и непростой Алле Борисовне 15 апреля исполняется 62 года.
Эстрада как черная дыра
Что такое современная российская эстрада?
В советскую пору в концертных залах царили сама Пугачева, Пьеха, Ротару, Лещенко, Магомаев, Мартынов, Кобзон, Герман и многие другие талантливые исполнители. У каждого – свой тембр, темперамент, стиль. Эстрада была самобытной, сильной и многоликой.
Сегодняшняя эстрада – хилый и безвольный клон западной поп-культуры. Одна музыкальная группа мало отличается от другой, что, как ни странно, устраивает продюсеров. Да и публика привыкла к этому конвейеру вымученных и помпезных юбилейных и корпоративных концертов, к фабрикам звезд, идея которых была продуктивной, вот только воплотилась как-то бестолково. "Инкубатор звезд", - говорят злые языки о проектах, в которые Пугачева вложила столько сил.
Наша эстрада напоминает "Черный квадрат" Малевича. Она, как космическая дыра, поглотила все существующие музыкальные идеи и стили и ничего не дала взамен, ничего нового и яркого не породила. Молодые артисты копируют предшественников и заслуживают похвалы последних. Есть такой народный афоризм: "Российская эстрада – как военное кладбище: что ни звезда, то фанерная".
Я у тебя всего одна
И все-таки есть здравый смысл: после ученичества должна наступать пора зрелости и самоопределения. Она у молодых артистов так и не наступает. Можно списать все беды на продюсеров, авторитаризм и коммерческий напор которых подавляет молодые таланты. Можно винить во всем "пипл", который, как считают лидеры поп-индустрии, "все схавает". Но дело в том, что и сами артисты боятся проявить оригинальность, понимая, что тогда они окажутся вне музыкальной тусовки.
В этой тусовке великая Алла правит уже давно, а с 2005 года вместе с Игорем Крутым рулит "Песней года" и считается музой конкурса "Новая волна" в Юрмале. "Живи спокойно, страна, - я у тебя всего одна", - поет она в песне 2002 года. И это не совсем шутка. Пугачевой приписывают и афоризм: "Я единственная звезда в России и в "совке"".
Тот, кто не входит в "социальную сеть" Пугачевой, считается аутсайдером и не находит пути к аудитории. Так всегда было в проекте "Рождественские встречи". В этих встречах обычно участвовали одни и те же артисты.
Перестав царить на "Радио Алла", примадонна никогда не отступится от телевидения. Это разумно. Золотое правило звезд – "светить всегда, светить везде". Вопрос в том, чтобы свет не выглядел слишком искусственным.
Тем временем телеканалы делают документальные сериалы о личной жизни звезды, ворошат ее прошлое и смакуют настоящее, вспоминают ее бизнес – обувной и парфюмерный, подтверждают самые смелые слухи о примадонне, ее чувствах и поступках.
Казалось бы, за долгие годы телевидение составило целую энциклопедию под названием "Алла и все-все-все". Но нет, золотую жилу продолжают разрабатывать. Пугачева как всегда артистична и красноречива, и слушать ее – одно удовольствие.
А не слушать – другое удовольствие. На днях один из телеведущих ток-шоу в гостях у звезды вел себя так холопски, что становилось неловко не только за него, но и за звезду, которая принимала этот священный трепет как должное. Впрочем, холопство и барство всегда идут бок о бок. Так что не будем ополчаться на звезду.
Наша ABBA и Эдит Пиаф
"Как хороши, как свежи были розы!" - хочется сказать о раннем творчестве Аллы Борисовны. "Арлекино", "Волшебник-недоучка", "Куда уходит детство", "Не отрекаются любя" - великолепные песни, давно вошедшие в народное сознание.
Пугачева исполняла песни на стихи Цветаевой и Мандельштама ("Мне нравится, что вы больны не мной" в "Иронии судьбы" Рязанова и "Я вернулась в мой город, знакомый до слез"), ее песни пела Людмила Гурченко. Нью-Йорк Таймс сравнивала Пугачеву с Эдит Пиаф, отмечала ее "разносторонность и вокальное изящество". Певице не откажешь в мужестве: в 1986 году она первая из артистов дала сольный концерт в Чернобыле после аварии на АЭС.
Пугачева была самобытной, раскованной, артистичной, яркой. Советские женщины копировали ее прическу и макияж, в 1970-е – 1980-е она была "нашей ABBA", прорывом в мировую эстраду. Она спела замечательные песни Раймонда Паулса – про миллион алых роз и старинные часы. А с середины 1990-х в ее творчестве пошли "Настоящие полковники" и "Зайки мои", лирика мало-помалу испарялась. Певица не раз грозилась покинуть эстраду, но… Этот сюжет хорошо излагает анекдот: "Когда Пугачева в прошлый раз заканчивала карьеру певицы, она прощалась со сценой. В этот раз – со зрителями. В запасе есть еще микрофон".
Сейчас Алла Пугачева замечает, что на эстраде мало новых лиц. Пора, мол, искать и воспитывать молодые таланты. Но если не провести реформу образования, практикуемого на "Фабрике звезд", мы получим по-прежнему подражательную эстраду. Эстраду теней Аллы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции