МОСКВА, 14 апр - РИА Новости, Ольга Федина. Большинство правовых норм, регулирующих российскую онлайн-торговлю, устарели и мешают развитию рынка, заявили в четверг на конференции Online Retail Russia участники рынка.
Эксперты отметили, что из-за устаревших норм ни один онлайн-магазин не причисляет себя к предприятиям дистанционной торговли, поскольку правовые нормы существенно ограничивают список товаров, которые в России можно продавать дистанционно.
Перечень запретных для онлайн-торговли товаров содержится в постановлениях правительства за номерами 55 и 612. Первое запрещает продавать вне стационарных мест торговли (т.е. на дому, по месту работы и учебы, в транспорте, на улице и в иных местах) продовольственные товары за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара. Под запретом для продажи вне стационарных мест торговли также лекарственные препараты, ювелирные изделия, оружие и боеприпасы, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программное обеспечение, базы данных.
Постановление правительства за номером 612 регулирует дистанционную торговлю. Этот документ запрещает дистанционно продавать алкоголь и вообще все товары, сбыт которых в рознице запрещен или ограничен.
Сами онлайн-магазины уверены, что 55-е постановление их не касается, и что они работают в рамках закона. Например, юристы онлайн-магазина Ozon.ru, который торгует "экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм", полагают, что их деятельность не относится к "разносной" торговле (термин, используемый в тексте 55-го постановления).
По словам менеджера по связям с общественностью интернет-магазина Ozon.ru Михаила Осина, для российской электронной коммерции ключевым является постановление правительства номер 612: "Согласно законодательству РФ, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных не относятся к товарам, свободная реализация которых запрещена или ограничена".
Продовольственные онлайн-магазины и вовсе настаивают на том, что не занимаются дистанционной торговлей. В компании "Азбука вкуса", на сайте которой можно заказать продукты питания и алкоголь, онлайн-сервис позиционируют как службу доставки.
Участники конференции отметили, что крупнейшие игроки рынка готовят ряд законодательных инициатив, которые смогут изменить ситуацию на рынке. Однако они не уточнили, чего именно ждут от законодателей и регулятора отрасли.