Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Все, что происходит сейчас в Ливии и вокруг нее, навевает странные мысли. Не вполне гуманистические или прямо реакционные. Главная такая: ничего этого не произошло бы вовсе, либо произошло бы быстро, а посему менее болезненно, если бы вокруг было побольше "взрослых". Трудно представить, чтобы единожды начавшись, да еще с бомбардировками сначала Запада, а потом и НАТО, "ливийская революция" ушла бы в ливийские пески и растворилась почти там, где и началась при, скажем, железной Маргарет Тэтчер. Или, чтобы она вообще состоялась, да еще с бомбардировками, при волевом генерале де Голле. Или чтобы и то и другое было при Рональде Рейгане, Мао, Хрущеве, египетском Насере…
Очень странным образом тасуется порой мировая колода карт. Из нее почему-то и куда-то исчезают тузы, дамы и короли, и идут сплошные валеты и "мелочь". Да при этом еще и "не в масть". Нехорошие размышления, но куда ж от них деться? Если…
Если у НАТО и "ливийской коалиции" вся вторая половина уходящей недели нечто вроде аврала, последнего "мозгового штурма" Ливии. Вопросы – острее острых: что делать с Каддафи, как "ремонтировать" альянс, создать ливийскую оппозицию, обучить оппозицию, вооружить оппозицию, финансировать оппозицию? Оказалось, что, когда начинали, то ни о чем этом никто вроде и не думал. И как заставить США снова пересесть с заднего сиденья "гуманитарной операции" за руль? Или хотя бы на инструкторское место?
До 19-го апреля, когда исполнится месяц с начала "гуманитарного усмирения" Муаммара Каддафи и его режима, осталось совсем немного. Но как идти дальше - никто уже не знает. А Каддафи остается на месте. Более того, его позиции крепнут день ото дня. И если только он не совершит роковой ошибки (скажем, разбомбит какой-либо город со многими сотнями человеческих жертв), а на это непохоже, то он и дальше будет сидеть в Триполи. И вялотекущие "гуманитарные бомбардировки" будут продолжаться.
Сейчас у альянса со среды 13 апреля – беспрерывные конференции, консультации и совещания. Сначала в Катаре прошла встреча "Контактной группы" по Ливии, рожденной на конференции по Ливии в Лондоне в марте. О том, насколько она была важна, говорит тот факт, что Вашингтон даже не удосужился послать на министерскую встречу госсекретаря Хиллари Клинтон. Сюда прибыл один из ее заместителей и уехал, даже не потрудившись встретиться с журналистами.
В Каире 14 апреля Лига Арабских государств, Африканский Союз и "министр иностранных дел ЕС" Кэтрин Эштон встречались с генсеком ООН Пан Ги Муном. Еще за день до этого "повстанцы" отвергли "африканский план урегулирования", который не предусматривал отстранения Каддафи от власти. Так что это тоже была бесцельная трата времени.
В среду, 13-го, перед заседанием совета НАТО на уровне министров иностранных дел в Берлине в Париж срочно прилетел на консультации с президентом Николя Саркози премьер Британии Дэвид Кэмерон. А 14-15 апреля в Берлине НАТО должно решить, что и как дальше делать с Ливией, с Каддафи, с "бродячими" от города к городу "повстанцами". Можно ли вооружать их, финансировать, обучать и не противоречит ли это резолюциям СБ ООН по Ливии?
Надо сразу сказать – противоречит. Хотя по этому поводу есть и иные мнения. Особые суждения у Парижа, Лондона и Катара: все трое – твердо за поставки оружия, финансирование повстанческих отрядов, продажу ливийской нефти (этим уже занят Катар), использование замороженных средств режима Каддафи для финансирование выступлений против Каддафи.
Даже Германия сомневается, что можно вот так вот вольно трактовать положения СБ ООН 1973. И даже генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в такой интерпретации не уверен.
НАТО без стержня - уже не НАТО
Но Саркози и Кэмерон на этом настаивают. Хотя подход британского премьера несколько извилистее прямолинейности Саркози. Лондон полагает, что поставлять оружие можно, но только для "защиты гражданского населения" и не самим, а через союзников-арабов (это – Катар). Все-таки сказывается богатейшая колониальная генетика британского менталитета.
На натовской встрече Париж и Лондон надеются уговорить союзников "бомбить побольше", потому что меньше уже никак не помогает. А США вернуться "на первую скрипку". Хотя американцы уже дали понять, что такое невозможно. Кстати, сказать, категорически американцы от военной части операции вовсе не устранились. Пентагон признал 13-го апреля, что самолеты электронного подавления США выполняют задания в Ливии и провели несколько бомбометаний. Но это очень далеко от тех 70% всех натовских бомбардировок, которые выполняли США до передачи НАТО всей полноты координирования операций. Обама просто уже инвестировал так много (и в военном отношении и политически) в Афганистан и Ирак, что не может позволить этого еще и в Ливии. И навряд ли его удастся уговорить повернуть назад.
Так что Николя и Дэвид должны испытывать сейчас страшное чувство одиночества и обиды. Такое обычно охватывает детей, которых предупреждали, что они берутся не за свое дело, пожалеют об этом и, в конце концов, именно так и выходит. И сделанного уже не исправить. И "класс" (НАТО) почти в полном составе отворачивается. А ведь Саркози был самым неистовым застрельщиком бомбардировок Каддафи.
И дело не в том, что у Британии или Франции не хватает самолетов, ракет, кораблей, иного "военного железа", пилотов, опыта боевых действий и т.д. Дело в том, что, когда США вдруг решают пересесть в НАТО на "заднее сиденье", выясняется, что с ними исчезает стержень для любых коалиций и их эффективности.
Это все равно как если бы взрослые вдруг решили на опасной дороге посадить за руль детей и пригласить знакомых поучаствовать в прогулке. Кто же на такую прогулку решится добровольно?
Слово БРИКС о Ливии
Плюс ко всем неприятным новостям на дальних международных полях происходят заметные события, на фоне которых все творящееся вокруг Ливии выглядит все более некрасиво.
На китайском острове Хайнань лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки вроде оформили свои новые отношения внутри альянса БРИКС.
Как объявил президент Медведев, проблема Ливии должна решаться только политико-дипломатическими методами.
Все страны БРИКС входят в состав СБ, а Россия и Китай, его постоянные члены, имеют в нем право вето. На Хайнане была принята специальная декларация, в которой "пятерка" объявила, что привержена "необходимости всеобъемлющей реформы ООН, включая Совет безопасности". Россия и Китай на саммите подтвердили "важность, которую они придают статусу Индии, Бразилии и Южной Африки в международных делах, понимают и поддерживают их стремление играть большую роль в ООН". Индию, Бразилию и ЮАР прочат в новый состав постоянных членов ООН. О расширении его до 10-15 членов говорят уже давно.
С такими союзниками России в ООН навряд ли произойдет "вторая Ливия".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции