Рейтинг@Mail.ru
О переселении душ и протестах в Сирии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О переселении душ и протестах в Сирии

© РИА Новости / Павел Давыдов | Перейти в медиабанкВ каждой арабской стране есть свои причины для недовольства властью со стороны широких слоев населения
В каждой арабской стране есть свои причины для недовольства властью со стороны широких слоев населения
Читать ria.ru в
Дзен
В каждой арабской стране есть свои причины для недовольства властью со стороны широких слоев населения. Есть своя особенность и в Сирии, где правительство едва поспевает то тут, то там гасить очаги протеста...

Елена Супонина, политический обозреватель "Московских новостей", востоковед - для РИА Новости.

В каждой арабской стране есть свои причины для недовольства властью со стороны широких слоев населения. Конечно, везде есть много общего - это засидевшиеся на своих постах лидеры, это большой разрыв между бедными и богатыми, безработица и многое другое. Но в Ливии и Йемене к этому добавляется фактор борьбы между различными живущими там племенами, чего нет в том же Тунисе.

Есть своя особенность и в Сирии, где правительство едва поспевает то тут, то там гасить очаги протеста. Оппозиция уже объявила, что в четверг и пятницу в этой стране пройдут новые демонстрации.

Так что же такое есть в Сирии, чего нет в любом другом арабском государстве? Громко говорить об этом не принято и даже опасно. Однако не менее опасно делать вид, что все забыли про эту проблему, ведь в наше время замалчивание болезненной темы может привести к результатам гораздо худшим, чем ее открытое обсуждение с целью сохранения стабильности.

Династия, прославившая маленькую общину

Только в этой стране компактно проживает (в основном на востоке на средиземноморском побережье и чуть западнее в горных районах) небольшая религиозная община алавитов. Главное здесь не в том, что они тихо там живут сами по себе, а в том, что из этой общины происходит предыдущий сирийский руководитель Хафез Асад и, соответственно, его сын, нынешний президент Башар Асад. Эта династия правит страной с начала 1970-х годов, когда пришел к власти Асад-старший. К слову, в переводе с арабского эта фамилия означает "лев".

Ранее алавиты, оставаясь полуграмотными крестьянами или работая прислугой, имели мало шансов подняться на верхние ступени в обществе. Только в 1950-х и 1960-х годах юноши из этой общины прорвались в военные училища, а там подались в политику, вдохновленные идеями социализма и общеарабского национализма, стирающего разницу между религиозными группами. Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, известна также как "Баас") пришла к власти в Сирии в 1963 году и с тех пор сохраняет монопольные позиции в государстве. Но историки отмечают, что многие из создателей этой партии, включая Асада, были алавитами.

И хотя Башар Асад, унаследовав летом 2000-го года власть от отца в возрасте 34 лет, с тех пор всячески старался обуздать амбиции родственников и земляков, их влияние в государстве остается заметным. А вот по своей численности алавиты составляют примерно (точных данных нет) от 6% до 10% более чем 21-миллионного населения Сирии. Большинство там - это мусульмане-сунниты, есть также христиане и еще друзы, это тоже небольшая религиозная община. Таким образом, в глазах некоторых критиков режима получается, что меньшинство управляет большинством, хотя это и спорное утверждение.

Реинкарнация - ересь или истина?

Несмотря на все разговоры о модернизации, разделение по религиозно-общинному принципу еще сохраняется в Сирии, как и в соседнем Ливане. В мирные времена разные общины живут более-менее дружно, а часть молодежи и вовсе бравирует своей светскостью и отстаивает перед старшими родственниками право на смешанные браки по любви, а не по конфессиональной принадлежности.

Однако история этих стран показывает, что так мирно бывает при стабильной централизованной власти. Малейшая встряска - и проблема эта превращается в выскочившего из старого кувшина джинна. Пока он зол и не приручен, то может натворить много бед. А если его успокоить и договориться с ним, то он еще долго послужит на благо общества.

Чтобы понять, чем алавиты отличаются от остальных мусульман, достаточно задать вопрос о том, верит ли человек в переселение душ, то есть в реинкарнацию. Если сириец ответит, что это ересь, значит, он мусульманин-суннит или христианин. А если вдруг начнет рассказывать, что душа человека после его смерти может переселиться в тело новорожденного, а то и вообще в какое-нибудь животное (это если по прежней жизни усопший вел себя плохо), то значит - перед вами алавит.

Автор этих строк бывала в алавитских селах и слышала рассказы о том, как кто-то из крестьян, скажем, превратился в лисицу. "Да этот Али всегда был такой хитрый! Как увидел я эту зверюгу на охоте - так сразу понял, что это вылитый покойник, даже рука не поднялась застрелить", - рассказывал его односельчанин.

Имя Али - самое распространенное у алавитов, как вообще у мусульман-шиитов, почитающих не только пророка Мухаммада, но и его двоюродного брата и зятя Али ибн Аби Талиба (термин "алавиты" связан с этим именем). Правда, эклектичность и необычность верований этой общины долгое время не позволяла даже мусульманам-шиитам признавать ее членов за своих единоверцев. Тем не менее, в последнее время алавитов все чаще называют мусульманами.

Французы создали государство алавитов

Имеющиеся различия, например, имели в виду французские колонизаторы в первой половине XX века. Они в 1920-х годах создали на территории нынешней Сирии своеобразную федерацию из трех автономных государств с административными центрами в Дамаске, Алеппо (он же Халеб) и Латакии. Город Латакия на побережье Средиземного моря был объявлен столицей Алавитского государства. Его флаг был белого цвета с желтым солнцем посередине, а углы были окрашены в красный цвет. Причем в левом верхнем углу был помещен квадрат из трех полос - синей, белой и красной.

Президент Башар Асад, надо отдать ему должное, пытается увести свою страну подальше от того прошлого, когда разделение по религиозному признаку играло важную роль. Но перешагнуть через эти реалии он тоже не в состоянии. Не случайно первые его меры, предпринятые в ответ на демонстрации, имеют отношение к религии.

Он по просьбе верующих закрыл казино, открытое полгода назад в районе международного аэропорта, что в получасе езды от Дамаска. Разрешил женщинам приходить в учреждения и учебные заведения в закрывающих лицо вуалях, что еще недавно не соответствовало светскому характеру государства. Всего этого от президента добились мусульмане-сунниты.

Но они же могут со временем потребовать расследования событий февраля 1982 года в городе Хама. Тогда многие радикально настроенные сунниты взбунтовались против власти Асада-старшего. Бунт был вооруженным, и первым делом восставшие разгромили офисы партии "Баас". Многие члены этой партии, сотни человек, были убиты. Среди жертв были и коммунисты. Через четыре дня выступления исламистов были жестоко подавлены подоспевшей армией. Войска подвергли артиллерийским и танковым обстрелам целые жилые кварталы. Погибли тысячи человек.

"Сегодня протесты в Сирии - это не борьба между конфессиями, а борьба между народом и властью", - отмечает в статье на сайте арабской телекомпании "Аль-Джазира" специалист по религии, исследователь из Мавритании Мухаммад Шанкаты. Он же напоминает о современности сирийского лидера, по образованию врача-офтальмолога, и о том, что его красивая супруга Асма вовсе не алавитка, а происходит из состоятельной и влиятельной суннитской семьи. Они познакомились в Лондоне, где он повышал квалификацию как врач, а она работала в банке.

Исследователь приводит примеры того, как часто объединялись сунниты и шииты, к которым он причисляет и алавитов, в борьбе против внешних врагов. В средневековье, в частности, среди сопровождавших суннита Салах-ад-Дина в его походах против крестоносцев было несколько поэтов и писарей из числа шиитов. Они помогали вдохновлять войско на победы и заодно составляли биографию вождя.

Но после всего этого мавританец в своей статье делает парадоксальный вывод: он призывает алавитов, "пока не поздно, активнее присоединиться к протестам против властей". "Об алавитах все еще думают, что они с режимом заодно. Им надо разорвать эту связь и определиться, с кем же они на самом деле", - пишет он.

Что говорил известный философ о тех, кто правит долго

Наверное, поэтому, учитывая всю сложность не только региональной, но и внутриполитической обстановки президент Башар Асад так медлит с выполнением самых главных требований оппозиции. Речь идет об отмене чрезвычайного положения, введенного в 1963 году с приходом партии "Баас" к власти и дающего большие полномочия спецслужбам для борьбы с оппозицией. И еще об отмене восьмой статьи конституции, закрепляющей лидирующую роль этой партии "в обществе и государстве". Однако на фоне происходящего президент не может не понимать, что с этими партийными привилегиями пора заканчивать.

Башару Асаду, чей второй президентский срок официально заканчивается в июле 2014 года, сейчас не позавидуешь. На его долю выпала задача удержать стабильность в стране при очень сложных обстоятельствах, да еще в то время, когда апогей власти его династии уже позади. И, как весьма образованный политик, он не может не знать изречение известного арабского философа и социолога XIV века Ибн Хальдуна о том, что ни одна династия не может править вечно, потому что "династия, как и индивидуальный человек, имеет естественный срок жизни".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала