Американский Нашвилл не случайно называют "городом музыки" - если вы ищете мекку кантри, не менее популярного в Америке, чем поп-музыка, то она находится именно в этом городе штата Теннесси.
Музыкальная индустрия - вторая по значимости в Нашвилле после здравоохранения (в Нашвилле находятся офисы более 250 компаний, занятых в этой сфере, и именно они обеспечивают самое большое количество рабочих мест). По результатам исследования, проведенного еще в 2006 году, ежегодный доход от музыкальной индустрии составлял 6,4 миллиарда долларов в год. Число рабочих мест в этом секторе экономики достигало 19 тысяч. И эти показатели год от года только увеличиваются.
По словам мэра города Карла Дина, на руку Нашвиллу оказался даже экономический кризис - многие специалисты, занятые в шоу-бизнесе, перебрались из Нью-Йорка, Чикаго и Лос-Анджелеса в Нашвилл, где вести дела существенно дешевле, чем в мегаполисах.
Власти города ставят на музыкальную индустрию, видя в Нашвилле потенциальный центр шоу-бизнеса, не уступающий Лос-Анджелесу. Большие надежды они связывают с туристическим сектором, напрямую связанным с развитием музыкального, - большинство туристов и сейчас приезжают в Нашвилл из любви к музыке кантри.
В сфере обслуживания в Нашвилле сейчас заняты 50 тысяч человек, и Дин рассчитывает, что это количество будет быстро расти. Поэтому город не жалеет бюджетных средств и усилий по привлечению финансирования на организацию различных музыкальных фестивалей - "приманок" для туристов.
Музыка везде
В центре города музыкальные клубы сконцентрированы на Второй авеню и Бродвее. В каждом из них, начиная чуть не с часа дня, звучит живая музыка.
"Нашвилл - это место, где нужно находиться, если ты кантри-музыкант. Конечно, пробиться тут трудно, как и везде, но здесь сконцентрирована вся тусовка - ты здесь запросто можешь в продовольственном магазине наткнуться на продюсера или на кого-то из звукозаписывающих студий. Сюда съезжаются ребята со всей Америки, и я должен сказать, что их стартовый уровень существенно выше того, который был у музыкантов, начинавших карьеру 20 лет назад. Конечно, YouTube здесь сыграл свою роль - у людей есть возможность послушать "звезд" и разобрать их музыку на составные части, чтобы точно понять, что и как они делают", - рассказывает певец Шон Кэмп в студии Blackbird Studio.
"Конечно, кризис никому не облегчает жизнь. У нас он еще усугубился сильным наводнением в прошлом году. Но, с другой стороны, в Нашвилл переезжает все больше специалистов в сфере музыки - начинающих музыкантов, звукорежиссеров, любителей виниловых пластинок и так далее. Почему они сюда приезжают? Во-первых, конечно, потому что здесь живет много людей с теми же интересами. А во-вторых, потому что здесь жить просто дешевле. Качество жизни здесь довольно высокое, а цены - гораздо ниже, чем в больших городах. К тому же у нас довольно много всяких налоговых послаблений. После кризиса многие стали думать о том, как снизить расходы и естественным образом стали перебираться сюда", - отмечает Дин.
Слова мэра подтверждает и глава одного из многочисленных музыкальных объединений Нашвилла Americana Music Association Джед Хилли. "Здесь ты можешь жить за 85% того, на что ты будешь жить в других местах. До тех пор, пока ты не сделаешь себе имя, надо выжить, и Нашвилл - доступное по деньгам место. И - как следствие этого - Нашвилл сейчас является единственным городом, в котором музыкальный бизнес растет", - утверждает он.
Винил и никакого аутсорсинга
В Нашвилле растет не только сам музыкальный бизнес, здесь развиваются направления, которым, по всем законам современной экономики, следовало бы угасать. Например, в Нашвилле находится крупнейшая в Америке фабрика по производству виниловых пластинок - звуковых носителей, которым, казалось бы, нет иного места в будущем, чем в коллекциях самых оголтелых любителей ретро. Однако на самом деле все не так.
"Виниловые пластинки сегодня - это единственный звуковой носитель, производство которого продолжает расти. СD-диски уже никому не нужны - благодаря появлению цифрового формата. Но файл mp3 - это ничто, это просто звук, его нельзя поставить на полку, никто не собирает коллекции mp3-дисков, не пересчитывает их, не сдувает с них пылинки. А каждая пластинка - это произведение, физический объект. Это единое целое - пластинка, картинка на конверте, вкладыш. Это то, что останется у вас, то, что вы сможете потом передать своим детям", - говорит менеджер по маркетингу компании по производству пластинок United Record Pressing Джей Миллар.
Интересно, что производители виниловых пластинок вовсе не ставят своей задачей конкурировать с "цифрой". В конвертах ко многим пластинкам находятся вкладыши на бесплатное скачивание данного альбома в интернете. "Мы не снобы. У людей должен быть выбор: они могут слушать пластинки, могут слушать mp3-файлы. Если надо, мы можем заказать тираж и пластинок, и CD", - рассказывает один из сотрудников студии звукозаписи Third Man Records Бен Блэкуэлл.
На вопрос, не является ли виниловая пластинка отжившим музыкальным носителем из-за качества своего звучания, Блэкуэлл отвечает просто: "Если вам нужно качество звучания как на СD, тогда вам лучше купить CD. На пластинке все равно будет слышно движение иглы, все царапины. Такой должна быть пластинка, и многие любят ее именно за это".
Студия, в которой работает Блэкуэлл - тоже пример того, как, казалось бы, неэффективная по современным меркам организация работы может быть эффективной. Никакого аутсорсинга - и запись исполнителей, и их съемка для обложки пластинки, и дизайн конвертов - все производится в небольших помещениях студии. Только пластинки производятся не здесь - но не в Китае, а неподалеку, все на той же фабрике United Record Pressing.
"Тот факт, что мы все делаем здесь, на месте, а не как сейчас принято - дизайн в одном месте, пластинка в другом, что-то еще в третьем - очень сильно добавляет нам популярности. К нам можно приехать и обсудить все на месте, тут же внести какие-то изменения. Это еще и сильно экономит время - мы можем выпустить пластинку в рекордные сроки без всяких проблем", - рассказывает Блэкуэлл.
Доход студии Блэкуэлл назвать отказался, сказав лишь с улыбкой, что он "очень хороший".
В студии, для которой ее основатель Джек Уайт лично придумывал дизайн и которую украсил чучелами оленей и черепами, регулярно проходят концерты живой музыки - также достаточно необычное явление для узкоспециализированных компаний.
"Мы не просто организуем концерты, мы записываем звук, а потом выпускаем пластинки. Причем для тех, кто был на концерте - это двухцветные пластинки, синие с черным, а для всех остальных - обычные черные", - рассказывает Блэкуэлл.
"Вообще Нашвилл - потрясающий город. Я сам из Детройта, всю жизнь любил виниловые пластинки, записывал своих приятелей, это было моим хобби. А теперь я здесь, получаю зарплату, соцпакет - за то, что продолжаю заниматься своим хобби", - признается он.
Не только кантри
Говоря о Нашвилле, важно помнить, что его называют "городом музыки", а не "городом кантри". В Нашвилле хорошие позиции и у рок-музыки, и у госпела, и, как ни странно, у классической музыки.
"До того как мы открыли это здание в 2006 году, у нас негде было проводить ни балетные выступления, ни бродвейские мюзиклы", - рассказывает директор нашвиллского мюзик-холла Schermerhorn Symphony Center Алан Валентайн.
Теперь в зале на почти две тысячи мест регулярно проводятся концерты симфонического оркестра Нашвилла, в коллекции которого есть несколько премий "Грэмми", проходят гастроли зарубежных исполнителей, оркестров, балетных и оперных трупп из других американских городов.
Ровно год назад случилась катастрофа. В результате наводнения в начале мая прошлого года весь нижний этаж здания оказался затоплен. "Ущерб, нанесенный зданию, был оценен в 40 миллионов долларов. Но мы сумели за несколько месяцев восстановить почти все: 10 миллионов долларов нам возместила страховая компания, 26 миллионов - Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, еще четыре миллиона мы собираем до сих пор", - рассказывает Валентайн.
Источники дохода центра - билеты, а также благотворительные приемы и предоставление залов для проведения частных мероприятий. "В чем-то наводнение нам помогло, мы отстроили здание лучше, чем оно было. Все кресла в зрительном зале задвигаются под сцену, в результате образуется место под проведение самых крупных приемов в городе. Внизу у нас огромная и очень современная кухня - в результате проблема доставки блюд для наших приемов и частных мероприятий отпадает", - с гордостью отмечает он.
Деятельность Валентайна и сотрудников центра по сути является доказательством тезиса мэра города о том, что "музыка может кормить" - и музыкантов, и организации в этой сфере, и город, и его жителей. Именно поэтому в Нашвилле, и без того музыкальном городе, в ближайшие годы ожидается бум музыкальной индустрии, а, значит, из просто города музыки он вполне может стать ее столицей.
Мария Табак - Нашвилл, штат Теннесси