Анна Курская, РИА Новости.
Каждый год в апреле московские школы открывают прием детей в первый класс. Записать ребенка в хорошую школу всегда стоило родителям нервов, но в этом году все стало еще напряженнее. В марте появилась информация, что правила приема могут измениться, и среди родственников шести- и семилетних детей начался ажиотаж. Родители дежурили у школ и записывались в очереди, опасаясь, что мест в первом классе им не достанется.
Похоже, опасения многих родителей были не напрасны. 13 апреля Мосгорсуд, удовлетворив иск прокуратуры, отменил действующий порядок приема детей в первые классы средних школ столицы. До сих пор правом первоочередной записи в школу обладали дети, живущие рядом со школой, дети-сироты, дети, чьи братья и сестры учатся в этой школе, а также дети из многодетных и малоимущих семей. По мнению прокуратуры, их преимущество нарушало нормы Конституции РФ, гарантирующей всеобщее равенство, и в школы Москвы ученики отныне должны приниматься на общих основаниях.
Департамент образования Москвы успокоил родителей, что пересмотра уже произведенного набора в первые классы на 2011-12 годы не будет. Но вряд ли многие обрадуются новым порядкам. Формально прав у родителей стало больше. Однако на практике на следующий год очереди во все более или менее сильные московские школы станут еще длиннее. Право ребенка учиться в школе возле дома каждому родителю придется отстаивать самому.
Все равны, но некоторые равнее
По мнению директора Центра образования №109 Москвы Евгения Ямбурга, отмена льгот создаст лишь видимость правового равенства школьников, породив при этом другие серьезные проблемы.
"Да, есть федеральная норма, по которой все равны. Но одно дело – село, и другое – крупнейший мегаполис, где школы разные: есть брендовые, куда все хотят попасть, а есть другие, которые не могут набрать детей. Безобразие, если детям, живущим рядом со школой, не достанется в ней мест и придется ехать на другой конец Москвы. Мы что, закончили борьбу с пробками? А что будет с инвалидами, многодетными семьями, детьми, у которых в школе учатся старшие братья или сестры?" — говорит Евгений Ямбург.
В таких больших городах, как Москва, по мнению эксперта, федеральная норма действовать не может, так как она будет усиливать дестабилизацию обстановки в городе. Более или менее известные школы станут очагами социальной напряженности.
"Представьте себе, что вы – врач, сутками на дежурствах, и в школьную очередь не можете попасть. А человек состоятельный поставит там гувернантку, и все дела… У меня школа находится в огромном микрорайоне, в нее будут привозить учеников на "Мерседесах", а дети, живущие рядом, станут бить приезжих и стекла в машинах. Это называется — "социальная мина". Разве трудно было это предусмотреть?" — заключает эксперт.
Решение об отмене льгот было принято непрофессионально, несистемно, демагогично и с очень тяжелыми последствиями, включая транспортные проблемы для забитой машинами Москвы, отметил Евгений Ямбург. Он выразил надежду, что постановление суда будет обжаловано и прежний порядок приема детей в школы будет восстановлен.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович полагает, что спор между прокуратурой и Мосгордумой, утвердившей ранее порядок приема в школу, сейчас чрезвычайно несвоевременен. Родители, и так взбудораженные записью в первый класс, теперь останутся в еще большем недоумении.
"С одной стороны правильно, что все дети могут учиться в любой школе, где бы она ни находилась. С другой стороны, в Москве огромные пробки и большие расстояния, поэтому возможность отдать ребенка в соседнюю школу тоже кажется вполне здравой. Может получиться, что в соседней школе нет мест, и нужно везти ребенка куда-то далеко. Мы очень сильно обременяем москвичей такой проблемой. То же самое по отношению к старшим братьям и сестрам. Недавно был период, когда льгота для них не работала. Возникали жалобы: в семье трое детей, все в разных школах. Что делать матери? Увольняться с работы?" — рассказывает чиновник.
Пусть победит сильнейший
По мнению экспертов, решать надо не столько проблему льгот, сколько вопрос существования очередей в школы. Ситуация здесь отличается от ситуации с детскими садами. Места в школах сегодня есть. Все дело в том, что родители хотят отдавать детей в школы, у которых сложилась положительная репутация, которые принято считать качественными. И в этом их право.
"В очереди справедливости вообще нет, — считает Евгений Бунимович. – Какие ни придумывай льготы и привилегии для одной или другой категории, мой советский опыт подсказывает: ни в одной очереди никогда я не видел справедливости".
Справедливость восторжествует только тогда, когда можно будет без очереди давать детям качественное образование. Что нужно сделать для этого?
Уполномоченный по правам ребенка в Москве считает, что начинать прием в школу необходимо не первого апреля, а гораздо раньше, 1 сентября предшествующего года, чтобы за год успеть разобраться в сложившейся ситуации.
"Новые дети не появятся за год. Если им идти в школу с шести лет, значит сейчас им пять, и уже можно оценить, сколько детей родители рассчитывают отдать в ту или иную школу. И если регистрировать детей с 1 сентября, то 1 октября уже будет ясно, что в эту школу, к примеру, детей придет на пять классов (а берут они только два), а в другую школу не наберется и на один класс, хотя у них по плану тоже два. И дальше надо решать, что делать", — считает Евгений Бунимович.
По его мнению, более популярная школа, если в ней есть площади, за год найдет преподавателей и откроет больше классов. Если в школе нет таких помещений, то она возьмет их в соседней школе, куда не пришли желающие. Тогда менее популярным школам с сентября придется искать пути привлечения, агитации, новых программ и проектов, которые могли бы привлечь детей.
"Получится не борьба родителей за школы, а борьба школ за детей. Эта ситуация гораздо лучше. А если школа с этим не справится – значит, постепенно она исчезнет с карты Москвы, а ее территорию займет другая, которая умеет работать с детьми и с родителями. Этот процесс будет естественным, хотя и трудным. Директора непопулярных школ найдут тысячу причин, почему к ним не идут, и надо будет внимательно в них разбираться", — отметил чиновник.
Евгений Бунимович убежден, что в начальных школах все определяется только одним человеком – учителем начальных классов. Любящая, понимающая детей учительница в школе рядом с домом может принести больше пользы, чем обучение в престижной гимназии за тридевять земель. Но в любом случае выбор должен оставаться за родителями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции