Марина Селина, РИА Новости.
Современный человек страдает от стрессов, депрессий, непонимания со стороны близких и недостатка реального общения. Он остро нуждается в психологической помощи. И он ее получает, но не в кабинете у психотерапевта или психолога, а в виртуальном мире, где один виртуал помогает другому выжить, повысить самооценку и найти выход из сложной жизненной ситуации.
Чума нового века
К 2020 году по прогнозу ВОЗ депрессия выйдет на лидирующее место по распространенности среди всех заболеваний и станет одной из главной причин смертности. Россия по числу психически нездоровых людей может оказаться в списке лидеров. Сегодня распространенность различного рода психологических расстройств в России по оценкам разных ученых составляет от 30 до 50%. Об этом рассказал на лекции в Минздравсоцразвития 12 апреля психотерапевт Марк Сандомирский, занимающийся популяризацией психотерапии в блогах.
Ситуация в России, если верить специалистам, более чем плачевная. Так, по мнению доктора медицинских наук Зураба Кекелидзе, 25% российского населения нуждается в психотерапевтической помощи. Многие болезни носят психосоматический характер, но люди отправляются за помощью в поликлиники и больницы и пытаются лечить тело, а не душу.
Марк Сандомирский цитирует коллегу из Петербурга психотерапевта Коновалову: "Высочайшая смертность среди взрослого трудоспособного населения России связана не с физическими страданиями, а с неспособностью справляться с жизненными трудностями и с невозможностью получить помощь".
Причины массового распространения психических расстройств в России как глобальные, характерные для населения многих стран, так и специфические отечественные. Глобальные заключаются, например, в социальной разобщенности, кризисе семьи и дефиците общения. Российские в том, что многие граждане теряются в неопределенности относительно будущего. После развала СССР Россия ушла от одних социально культурных стереотипов, но к другим не пришла. Люди не осознают коллективной идентичности, не чувствуют себя членами общества. При этом происходит девальвация привычных ценностей. Молодежь оказывается в ситуации, когда критерии планирования жизненного пути размыты или отсутствуют и личный жизненный смысл человека в недостаточной степени осознан, считает психотерапевт. В такой ситуации, по мнению Сандомирского, на помощь может прийти социомедийная коммуникация, психотерапия через блоги и социальные сети.
Ищите больных в Интернете
Культура походов к психотерапевту в России, как в западных странах не развита, а вот по количеству времени, проводимому в социальных сетях, россияне занимают второе место в мире.
"Гордиться этим не стоит, это свидетельство наличия проблем", - отмечает Сандомирский. Он поясняет, насколько важна для современного человека сеть и, в особенности, сформировавшиеся сетевые сообщества по интересам и общим проблемам. В подобных сообществах человек получает то, что ему необходимо: чувство причастности к определенной среде, группе, достижение в ней определенного статуса. Здесь, как считает психотерапевт, происходит искреннее общение. Человек получает как прямую поддержку от других участников группы, так и косвенную – он понимает, что не одинок со своей проблемой. Да и процесс виртуальной исповеди прост – участник группы или соцсети делает это, как правило, анонимно.
Марк Сандомирский считает важным оказание профессиональной помощи людям в виртуальном пространстве – как для пользователей сетей, которые могут получить квалифицированные советы специалистов, так и для психотерапевтов, которые имеют возможность найти в этом пространстве пациентов.
Правда, психотерапевты, пришедшие на лекцию в Минздрав, выразили обеспокоенность тем, насколько психотерапия в сети действительно является психотерапией и не несет ли она потенциальной опасности. И что происходит с психикой активного пользователя социальных сетей?
Клиповое мышление
Сандомирский признает, что на фоне развивающейся культуры потребления и совершенствования Интернет-технологий, происходит инфантилизация общества. Особенно пагубно это отражается на школьниках и студентах, которые привыкают, что ответ на любой вопрос можно найти в Интернете.
Огромный объем доступной информации, которой наполнен Интернет, приучает молодежь к поверхностному получению знаний. У растущего человека возникает иллюзия автономности, способности самостоятельного принятия решения. И это влияет в том числе на детско-родительские отношения, способствует кризису семьи.
"Сегодня часто не родители передают опыт своим детям, как это складывалось столетиями, а дети учат неграмотных в техническом плане родителей. При этом порой до подростка сложно что-либо донести, пока не скинешь ему ссылку "Вконтакте", - поясняет психотерапевт.
Кроме того, у пользователей Интернета развивается так называемое клиповое мышление – когда человек предпочитает получать всю информацию в наглядном виде, в пределах одной Интернет-странички. Психология пользователя сети такова, что он начинает относиться к виртуальному пространству, как к реальному, обживая свое место в сети, словно собственную квартиру.
"Вот устроился человек перед телевизором и ему не хочется выходить на улицу, ему уютно на диване за просмотром любимой телепередачи на любимом телеканале. Точно так же он не будет лишний раз кликать мышкой, чтобы перейти на какой-либо ресурс, потому что ему комфортно в том месте виртуального пространства, где он проводит большую часть своего времени", - поясняет Сандомирской.
Отвечая на вопрос коллег о возможной опасности психотерапии через сети и блоги, психотерапевт предупреждает, что уход людей в сети будет происходить вне зависимости от чьих-либо желаний. "Интернет все дальше будет проникать в разные сферы человеческой жизни, он будет интегрироваться в социум и станет неотъемлемым спутником нашей жизни", - говорит он.
Сегодня принято считать, что социальные сети вытесняют СМИ, но, как показывает ситуация, это относится не только к СМИ. Пожалуй, традиционная психотерапия еще в большей опасности в этом плане и, особенно, это касается России. Читать газеты россияне еще окончательно не отвыкли, а вот ходить к психотерапевту никогда не привыкали.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции