Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Российский автопром продолжает оправляться от кризиса - эффект низкой базы и программы господдержки позволяют автозаводам наращивать производство рекордными темпами. По оценке компании "АСМ-холдинг", за первый квартал 2011 года производство машин в годовом исчислении выросло на 92,7%. В ближайшее время повышательный тренд сохранится, однако как только сборочные производства иностранных компаний выйдут на проектную мощность, прирост производства уже не будет столь внушительным.
Чужой среди своих
Весомую лепту в показатели российского автопрома внесли производители иностранных брендов. Этот сектор в первом квартале 2011 года рос чуть быстрее, чем в среднем по отрасли - 97,9% против 96,3%. Это объяснимо: в кризис одни компании приостанавливали производства, другие только появились на отечественном рынке. Последние сейчас выходят на проектную мощность, а значит, в ближайшие годы повышательный тренд (восходящее ценовое движение) сохранится. Тем более, есть дополнительный стимул - согласно новому режиму промсборки, вступившему в силу в феврале этого года, иностранные автосборщики в течение нескольких лет обязаны выйти на мощность в 300 тыс автомобилей в год.
Заводских мощностей для этого хватит - был бы платежеспособный спрос. Здесь все не так просто. То есть спрос будет, но вряд ли он будет расти столь высокими темпами. Согласно прогнозу Минпромторга, продажи машин в 2011 году вырастут на 14,8% - до 2,19 млн машин. Аналитик "Банка Москвы" Михаил Лямин считает, что темпы роста на уровне 10-15% сохранятся в течение ближайших пяти лет. Конечно, если не случится новых экономических потрясений, ведь главным фактором увеличения покупательской активности, по мнению аналитика UBS Кирилла Таченникова, стал отложенный спрос и снижение процентных ставок по автокредитам, которые вернулись на докризисный уровень. Программы поддержки, которые помогли автопрому пережить кризис, будут играть второстепенную роль, тем более что они постепенно сворачиваются.
От повышения не уйти
Это не слишком хорошая новость для производителей отечественных брендов и конкретно для АвтоВАЗа, ведь около 80% продаж по программе утилизации приходится на изделия тольяттинского завода. Сама компания за первые десять месяцев прошлого года в рамках программы реализовала почти 40% своей продукции. По завершении программы заводу грозит падение продаж. Не случайно в Тольятти подумывают о запуске собственной программы утилизации. Правда, в этом случае издержки, скорее всего, лягут на потребителя. Не слишком приятный прогноз, учитывая, что цены на "Жигули" с начала этого года уже пошли вверх: АвтоВАЗ связал повышение с удорожанием стального листа. И, как заявлял вице-президент компании по маркетингу и продажам Артем Федосов, цены еще могут вырасти во второй половине 2011 года.
Впрочем, дорожающий металл, по мнению Михаила Лямина, отразится на стоимости продукции всех компаний, работающих на российском сырье, - готовая продукция может прибавить в цене примерно на 8%.
Еще одним повышательным фактором могут стать трагические события в Японии. После того как японские автоконцерны приостановили свои производства на территории страны, их филиалы в Европе и США были вынуждены сократить выпуск продукции из-за дефицита комплектующих. Мало того, от нехватки деталей пострадали заводы, не являющиеся подразделениями или дочками японских компаний - Ford, General Motors, Peugeot-Citroen.
До России волна пока не дошла - наши дилеры и производители располагают примерно двухмесячным запасом готовой продукции и комплектующих. Что будет дальше, зависит от того, смогут ли японцы, как они обещали, в течение ближайших недель запустить остановленные заводы.
Единственным фактором, который должен сдержать цены, может оказаться крепкий рубль. С начала года российская валюта подорожала примерно на 10%, что оказалось на руку и импортерам иномарок и сборочным компаниям, ввозящим в страну комплектующие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции