Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Визит на Украину российского премьера Владимира Путина 12 апреля оценивается экспертами и в Москве, и в Европе как достаточно таинственное явление. Некоторые СМИ подчеркнули тот факт, что Путин и украинский президент Янукович после своего общения не вышли к прессе и не дали разъяснений - каков же будет украинский ответ на публичные предложения Москвы по вступлению Украины в Таможенный Союз и в Многостороннюю зону свободной торговли (МЗСТ) в СНГ.
Пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков дал разъяснение, почему пресс-конференция так и не состоялась, - российский премьер и украинский президент, не будучи в полной мере коллегами из-за разницы в конституционных полномочиях, не могли общаться с прессой в едином формате. Но этому объяснению мало кто поверил - россияне и украинцы, когда им удается преодолеть противоречия, легко преодолевают протокольные ограничения. Вероятно, украинская сторона, как это уже бывало не раз, тянет с ответом на интеграционные инициативы Москвы.
"Нет никаких оснований думать, что Украина, улучшив немного политические отношения с Россией, пересмотрит свои приоритеты во внешнеэкономической интеграции, - считает эксперт по Украине Института экономики РАН Лидия Косикова. - А эти приоритеты с начала девяностых годов состояли в интеграции с Европейским Союзом (ЕС). Сотрудничество с Россией или другими странами СНГ допускалось лишь в той мере, в какой оно не противоречило этой главной цели".
Попытки России вовлечь Украину сначала в Экономический Союз СНГ (в начале девяностых), а потом в Единое экономическое пространство (ЕЭП) всякий раз заканчивались экономическими потерями для России и почти нулевым интеграционным результатом. После 2008 года, когда Украина, опередив Россию, вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) интеграция стала еще более дорогим удовольствием. "Украина в рамках ВТО взяла на себя определенные обязательства перед западными странами,- объясняет Лидия Косикова. - Чтобы вступить в Таможенный Союз, Украине придется отказываться от этих обязательств. Значит, России в случае успеха придется компенсировать Украине эти потери".
В качестве примера Косикова приводит таможенную защиту от импортной авиатехники у Таможенного Союза и Украины. В Таможенном Союзе России, Белоруссии и Казахстана средний уровень таможенной защиты составляет 10,5%, а у Украины он не превышает 4,5%. Причины такого разброса понятны: Украина махнула рукой на свой авиапром и хочет покупать иностранные самолеты. Россия же старается, защищая, возрождать свою авиационную промышленность - как, впрочем, и автомобильную.
Так что экономические выгоды, которые Путин предлагал украинскому руководству в Киеве в случае вступления в ТС, не являются "чистым" подарком. А в выступлении российского премьера, напомним, речь шла о 6,5-9 млрд долларов.
Активность российского премьера объясняется тем, что он явно озабочен перспективой вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС. Это приведет к тому, что товары из стран ЕС, попадая на украинскую территорию, будут приносить таможенные деньги только в украинский бюджет, а продаваться - на всем пространстве от Волыни до Приморья. России такой вариант невыгоден: мы не получаем таможенных платежей, а наша промышленность получает сильного и почти "беспошлинного" конкурента. Поэтому Путин предпринимает попытки, пока не поздно, втянуть Украину в зону постсоветской интеграции.
Ответ украинской стороны пока - ни да, ни нет. Президент Янукович и премьер Николай Азаров ограничиваются общими фразами о желательности ассоциированного членства в ЕС при сохранении торговых связей с Россией и Таможенным Союзом в целом. Очевидно, цель украинских политиков - выжиданием и лавированием добиться торговых уступок и от России, и от ЕС, где перспективу вступления Украины в ТС категорически не приемлют.
Сидеть на двух стульях можно долго. Но рано или поздно Киеву придется принять решение: в отличие от Туркменистана, у него нет природных ресурсов, которые позволили бы жить без какой-либо внешней интеграции.
В 2010 году Россия предложила еще один вариант - Многостороннюю зону свободной торговли в СНГ, при которой синхронизируются режимы торговли двух договаривающихся стран, без учета товаров третьих государств. Но и на это предложение Украина не дает ответ, предпочитая пока "держать карты ближе к орденам". Ответ, однако, мы непременно получим: Виктор Янукович - прагматик, и он не пропустит момент, когда выжидание становится более затратным, чем даже самое худшее решение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции