7 апреля в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" прошло заседание экспертной группы №19 "Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации"
На заседании был представлен доклад:
«Основные проблемы и вызовы железнодорожного транспорта в связи с преодолением территориальной разобщенности»
Докладчик - Пехтерев Федор Степанович (Генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), член Научно-технического совета ОАО РЖД).
В своем докладе Ф. Пехтерев подробно остановился на своеобразии положения ОАО РЖД и проблемах, которые с этим связаны. Ф. Пехтерев подчеркнул, что ОАО РЖД выводит из своего состава компании-перевозчики (1-я грузовая компания, 2-я грузовая компания), которые создавали основную прибыль, и постепенно превращается в инфраструктурную компанию, которая занимается собственно железнодорожными путями. Это создает проблемы с финансированием развития компании, поскольку плата за пользование путями не может покрыть все инвестиционные потребности развития железных дорог. Существуют также и ограничения по размеру заимствований.
Между тем, для реализации основных направлений развития транспортной инфраструктуры требуется 2 трлн. 340 млрд. рублей. Для развития перевозок на Дальний Восток требуется инвестировать 870 млрд. руб. На данный момент РЖД вынуждено ставить в очередь крупных перевозчиков, поскольку существующие мощности не позволяют удовлетворить все запросы по перевозкам на дальневосточном направлении. Одним из решений становится возрождение использования БАМа, но и там требуются серьезные капитальные вложения для выхода на качественное обслуживание.
Говоря о ближайших планах развития железных дорог, Пехтерев отметил, что четыре события будут служить его локомотивами: саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году, Универсиада в Казани в 2013, зимняя Олимпиада-2014 и чемпионат мира по футболу-2018.
Стратегический упор в развитии отрасли, отметил Пехтерев, должен делаться на выравнивании регионов и развитии связей между ними. Что же касается освоения перспективных территорий (таких, как Приполярный Урал), то здесь необходимо предусмотреть опережающее развитие транспортной инфраструктуры.
В последовавшем обсуждении эксперты отметили сложность и неоднозначность проблемы развития железных дорог. Отмечалось, что ОАО РЖД – крупнейший внебюджетный инвестор в транспортную инфраструктуру (в 2009 г. в нее было вложено 980 млрд. руб., на долю ОАО РЖД пришлось– 190 млрд. руб., на долю федерального центра – 400 млрд.). Но при этом темпы роста инвестиций в железнодорожную отрасль все же не опережают темпы роста по экономике в целом. Это может создать в будущем препятствия для дальнейшего развития.
Эксперты отмечали, что ОАО РЖД проигрывает конкуренцию другим видам транспорта всюду, где она реально возникает, на что Пехтерев возразил, что компания существует в условиях жесткого госрегулирования цен, и тарифная политика от нее не зависит. Так, в Ленинградской области рост тарифов на пригородные перевозки на 70% был предопределен региональными властями. Кроме того, в отдельных случаях, когда компания хотела бы снизить тарифы, регулирующие органы ей этого не разрешают.
Прозвучало предложение активного участия государства в целевых программах по развитию железнодорожных направлений. Функцию координатора могло бы взять на себя в этом деле Министерство экономического развития.
7 апреля в НИУ "ВШЭ" прошло заседание экспертной группы №19
Читать ria.ru в
7 апреля в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" прошло заседание экспертной группы №19 "Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации"