МОСКВА, 13 апр - РИА Новости. Совет Федерации на заседании в среду внес поправки в закон о госзакупках, призванные обеспечить максимально эффективное и экономичное расходование бюджетных средств, а также сделать начальную цену контракта более понятной и прозрачной, а процедуру госзакупок более корректной.
Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года в послании к федеральному собранию раскритиковал действующий закон о госзакупках. По словам главы государства, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и "откаты", составляют не менее триллиона рублей в год. Тогда же он поручил до 1 апреля разработать новый вариант закона о госзакупках с учетом требований инновационного развития экономики.
В связи с этим тема совершенствования системы госзакупок в последнее время стала предметом оживленной дискуссии. Обсуждались поправки в действующий федеральный закон № 94, предложенные ФАС, и концепция Федеральной контрактной системы (ФКС), разработанная Минэкономразвития и Высшей школой экономики. В итоге было решено пока не ликвидировать ФЗ-94, но оперативно внести в него поправки.
Вместе с тем Минэкономразвития отмечает, что изменения в закон не смогут вывести ситуацию с госзакупками на качественно новый уровень, а лишь внесут порядок в закупку ряда товаров на конкурентных рынках. Документ, более серьезно совершенствующий систему госзакупок, министерство планирует разработать до 1 сентября.
Одобренный сенаторами законопроект обязывает заказчиков обосновывать в документации о торгах начальную цену контракта с указанием источников получения информации о стоимости товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа. При этом источниками такой информации могут быть данные статистической отчетности, официальный сайт, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты исследований рынка, в том числе проведенные по инициативе заказчика посредством заключенного контракта или гражданско-правового договора с экспертами в этой области.
В соответствии с поправками, в базовом законе о госзакупках будет предусмотрено право правительства РФ устанавливать дополнительные требования, в том числе квалификационные (так называемая предварительная квалификация), к подрядчикам в определенных товарных группах, видах услуг и работ для федеральных, региональных или муниципальных нужд. Соответствующее решение будет приниматься на заседании правительства. Такая предквалификация позволит, по мнению авторов поправки, исключить недобросовестных подрядчиков.
Также правительство сможет в отношении конкретных заказов для государственных нужд включать в контракт дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта.
В закон также вносится поправка, которая позволит проводить закрытый конкурс (его участниками могут быть только лица, имеющие допуск к государственной тайне), если заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, коллекций, редких и ценных изданий. Вместе с тем в сам порядок проведения закрытого конкурса изменения не вносятся.
Вводится требование о поставке товара, который должен быть новым (не бывшим в употреблении, не проходившим ремонт и замену составных частей).
Согласно поправкам, заказчик сможет определить обязательства по контракту, а в случае размещения заказов на поставку машин и оборудования с начальной ценой контракта в 50 миллионов рублей и более и при поставках медицинского оборудования любой стоимости обязан установить требование об обеспечении обязательств по контракту, предоставляющих гарантии производителя и поставщика. При этом обеспечение гарантии поставщика должно быть в размере от 2 до 10% начальной цены контракта.
Предусматривается, что заказчик должен установить требования к гарантийному сроку, обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика. В него включены лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), и сами бюджетные учреждения в случае выполнения таких разработок за счет полученных грантов. Также в этот перечень попадают художники-постановщики, декораторы, гримеры и заказы на изготовление декораций, сценической мебели и театрального реквизита.
Кроме того, уточняется норма о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Так, предусматривается обязанность размещения заказа в объеме не менее чем 10% и не более чем 20% общегодового объема поставок товаров или выполнения работ и услуг для всех заказчиков, кроме случаев, когда заказ затрагивает нужд обороны страны и безопасности государства.