9 марта. Вылетели на судно. "Фёдоров" пытался пробивать припайный лёд до барьера, но это было сложно осуществить. Мы прилетели первым рейсом, разгрузились. Сказали, что пойдём к индийскому барьеру, тут бесполезно пытаться рубиться. Всё скрежещет за бортом, лёд примерно метра полтора толщиной, что для нашего судна много. Даже спать проблематично из-за шума, вызываемого трением льда о корпус. Какие-то странные слухи поползли по кораблю, что мы не полетим из Кейптауна на самолёте, а пойдём до Питера морем. Не хотелось бы расстраивать семью, что буду только в середине мая… Уже позднее выяснилось, что ледовые условия в районе Новолазаревской были самыми сложными. Здесь затерло льдами судно "Иван Папанин", которое арендуют у нас индийцы. В итоге, "Папанин" застревал несколько раз и освобождался с большим трудом.
Из полярников сформировали рабочие бригады, и мы помогали разгружать топливо для аэродрома. Бочки с авиационным керосином подносил вертолёт, а мы расставляли ёмкости на барьере. Ещё упаковывали контейнеры с продуктами для станции.
17 марта, День моего рождения. Так всегда получалось, что в этот день я был дома, только один раз встретил праздник в экспедиции, точнее даже в поезде перед её началом. Утром пришли поздравительные смс и на спутниковый телефон. Родственники говорят, что уже устали скучать… Вечером отмечали. Тихо посидели в каюте, отметили узким "учёным кругом" в 4 человека. Но подарки были, причём красивые и полезные... Слухи насчёт нашего путешествия до Питера не подтвердились, и это очень хорошо, семьи наши извелись бы все! "Фёдоров" должен быть в Питере аж к 20 мая. Позавчера объявили по громкой связи, что у борта судна позирует морской слон. Конечно, мы сразу же выбежали на палубу с камерами…
А вчера мы с Андреем дежурили по камбузу. Сначала было как-то не понятно, работы немного по сравнению с прошлым разом (в декабре), а потом вспомнил, что там-то было нас больше 200 человек, питались в две смены, а сейчас примерно 150 человек, значительно всё проще и без суеты.
21 марта. Пришли на Прогресс. Попросились лететь на станцию. Как там всё-таки красиво: огромные айсберги в лучах заката прямо рядом с берегом, значительные перепады высот, троговые долины, оставшиеся от движения ледников в прошлом, пингвины… Обследовали три озера: Прогресс, Рейд и Степпед. В последнем даже нашли рачков Daphniopsis в огромном количестве. Все озёра содержат 1 промилле соли, что, вероятно, связано с геологическим строением оазиса Холмы Ларсеманн. Когда-то уровень моря здесь был гораздо выше, чем сейчас, и слагающие оазис породы были закрыты морской водой. Теперь эта соль попадает в озёра… Мне хотелось бы приехать сюда ещё раз. Рядом находится австралийская полевая база Low и китайская база Жонг-Шан. Станция Прогресс выглядит красиво, но дома ещё не отделаны внутри.
Наверное, в будущем здесь станет очень комфортно, потому что уже сейчас Прогресс – наша антарктическая столица. Походы на станцию Восток идут теперь отсюда, а раньше с Мирного, есть и аэродром здесь. Интересно, тут мы встретили как раз того доктора, который выжил при падении вертолёта (я писал раньше). Говорят, что тогда из 10 человек погибли пять…
24 марта. Сегодня очень насыщенный день. Во-первых, собирались лететь на Дружную-4, но рейсов с пассажирами не делали совсем. А жаль, потому что мы снова составили заявку на вылет. Именно рядом с Дружной-4 находится знаменитое озеро Радок, на котором очень хотелось бы поработать. Его глубины превышают 300 м. Но команда спешит в Кейптаун и все боятся, что погода испортится. Поэтому весь день были погрузки-разгрузки. Работало два вертолёта, нырял водолаз, прилетел АН-2, который разобрали за день и поместили в трюм.
Понравилось, как многие полярники считают дни. Конечно, если живёшь в Антарктиде 1,5 года, надо придумывать какую-нибудь систему. Живут по расписанию, поэтому кто-то считает недели яичницами (каждое воскресенье) или банями.
Кстати, вечером было много императорских пингвинов (наконец-то мы их увидели).
И наконец, все работы в Антарктиде в 56 РАЭ закончены, о чём сообщили по громкой связи начальники рейса и экспедиции. Ещё напомнили, что мы входим в воды Южного Полярного океана, поэтому всё необходимо закрепить во избежание падения при шторме. Мы упаковали все свои вещи в гидрологической лаборатории. Идём домой…
27 марта. Побрился.
До Кейпа остаётся каких-то 500 миль. Сегодня 1 апреля. 40-вые широты проскочили без проблем, можно сказать, совсем не качало. Сейчас волны метров по пять высотой, но судно идёт ровно, работают стабилизаторы качки. Представляю судно нашего института "Эколог" при таком волнении. Ему бы тут не поздоровилось…
4 апреля вошли в Кейптаун. Теперь несколько дней в Южной Африке и 8 апреля через Стамбул на Питер, а 10 апреля я уже буду дома.
Конечно, немного жаль, что всё заканчивается, потому что было очень интересно, познавательно, полезно в профессиональном плане. Появились новые знакомые, возникли новые идеи и планы о совместной работе, которые хотелось бы воплотить в жизнь. Надеюсь, всё когда-нибудь получится…
Однако мы несколько месяцев прожили вдалеке от семей, которым было гораздо сложнее ждать и переживать, поскольку оставаться всегда труднее, чем уезжать. Спасибо нашим жёнам и детям, что отпустили нас так далеко и надолго. А тем, кто ещё не был в Антарктиде, хочется пожелать хотя бы раз ощутить её величие и красоту.