Рейтинг@Mail.ru
Космонавт Владимир Коваленок: мы, пилоты, суеверны и не любим показухи - РИА Новости, 12.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Космонавт Владимир Коваленок: мы, пилоты, суеверны и не любим показухи

Читать ria.ru в
Дзен
Президент Федерации космонавтики России, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации Владимир Коваленок, трижды покидавший Землю и проведший на орбите в общей сложности 217 дней, в дни празднования 50-летия полета Юрия Гагарина рассказал РИА Новости о своих взглядах на религию, ресурсы "Союза", китайскую космонавтику и "Белое солнце пустыни".

Президент Федерации космонавтики России, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации Владимир Коваленок, трижды покидавший Землю и проведший на орбите в общей сложности 217 дней, в дни празднования 50-летия полета Юрия Гагарина рассказал корреспонденту РИА Новости Ольге Липич о своих взглядах на религию, ресурсы "Союза", китайскую космонавтику и "Белое солнце пустыни".

- Владимир Васильевич, что для вас значит запуск 5 апреля пилотируемого корабля "Союз ТМА-21" с международным экипажем, посвященный юбилею полета первого человека в космос?

- Я считаю, что здраво осмыслить – ощущение у всех должно быть одинаковое: это полет спустя 50 лет после полета Гагарина, и с именем Гагарина. Я переживал, волновался. Я же летчик – мы, летчики, не любим показуху, мы знаем, что как только начинается показуха, всегда что-нибудь случается. Суеверные мы, пилоты... Поэтому когда происходило то, что назвали "старт Гагарина", когда взлетал "корабль Гагарина" – я стоял и "истекал и потом, и кровью", и молился Богу, дабы не случилось того, что обычно случается во время показухи. Слава Богу! Он меня услышал.

О РЕЛИГИИ

- На ваш взгляд, космонавты сегодня в большинстве – верующие люди?

- Как я могу отвечать за всех космонавтов, верующие они или неверующие? Ну, есть евреи, есть чуваши, есть удмурты – откуда я знаю, веруют они своим богам или нет? Я могу про себя сказать - и не больше. Если я начну говорить про Леонова, то я же не знаю, какого он вероисповедания. Мы не наблюдаем друг за другом - мы работаем.

- Ну, а о себе расскажите, пожалуйста: как сами вы относитесь к религии и к тому, что сегодня священнослужители приходят к космонавтам, на запуски, например?

- Ну и пожалуйста, одно другому не мешает! Я родился и вырос в религиозной семье. У меня бабушка вставала и ложилась спать перед иконой, которая висела над столом в углу (у нас в Белоруссии такая икона называется "образ"). Вот она вставала на колени перед этим образом и молилась, читала молитву, где я слышал слова: чтобы у меня все было хорошо и так далее.

Мама была, наверное, менее религиозная... Но вот нравственные начала бабушки где-то остались во мне.

Я считаю: Бог у тебя внутри, ты сам себе Бог. Как ты себя поставишь в этом мире - наверное, то и получишь и от себя, и от людей, и так далее. А когда начинают спрашивать, видел там кого, не видел - это настолько несерьезно, что глупо.

- А про инопланетян когда спрашивают - видели-не видели?

- Ничто живое в космосе, кроме космонавтов, не живет. 

- Эксперименты же проводили с живыми существами?

- Я не проводил. Мы проводили медико-биологические эксперименты с растениями. Я уже и мух не возил. Кто-то дрозофил возил, я - арабидопсис, гриб трутовик. Цветы пытался выращивать – орхидеи, но они там не зацвели.

- А пост в космосе соблюдают?

- Соблюдают, можно сказать. Никогда не задавался таким вопросом… Питание нормальное, хорошее. Консервы, сублиматы, пюре. Некоторые даже поправиться успевают.

ИЗ ЖИЗНИ АСТРОНАВТА

- Владимир Васильевич, как вы стали космонавтом, как отбирали кандидатов?

- Был летчиком, предложили перейти в отряд космонавтов. В 67 году был зачислен. Мы шутим: отбирали по здоровью, а требовали по уму.

 

- Что самое сложное для астронавта?

- Все сложно. Подготовка годами, полет, надо технику знать, корабль, динамику полета. Раньше одни инструкции (тогда они бумажные были) весили 30 килограмм.

- Как проходит день на орбите, "выходные"?

- День расписан до минуты, до секунды, с утра до вечера. Ну, а что такое "выходной"? Это глупое название. Это дома выходной: куда захотел - туда и пошел. Там не пойдешь на крыше погреться.

- Что делают астронавты, если все же есть какое-то свободное время на орбите? Кино смотрят?

- Смотрят. У каждого свои потребности. Я лично вел наблюдение океана и верхней атмосферы. У меня, кстати, семь монографий, свыше 160 печатных работ, из них пять или шесть - в Институте Макса Планка.

- Уже не первый год наши космонавты летают вместе с американцами. Какая была инструкция на случай, если вдруг приземлитесь на территории, например, США или  условного противника?

- Никакой. Есть международная договоренность об оказании помощи, о взаимопомощи – и зачем мне дергаться? Ну, сели бы там – никаких проблем в этом нет. Даже если бы сели где-нибудь на водное пространство, знак "SOS" - и они бы раньше всех оказали помощь, они на воде больше ориентируются в спасении, чем мы. Никаких указаний, ребята, не надо придумывать.

"СОЮЗ" ВЫИГРЫВАЕТ

- Какие типы кораблей - наш или многоразовый американский - показали себя успешнее? И на чем наша космонавтика строит будущее?

- Эта борьба началась давно, более 40 лет тому назад, когда возникала идея шаттлов многоразового применения. Потом наше, неудобно говорить, копирование этих проблем. Константин Феоктистов в этом отношении проявил гениальную какую-то свою позицию, и он доказал, что долговременная орбитальная станция есть система многоразовая, эффективнее в энное количество раз и дешевле тоже в энное количество раз.

 

Летает вот сейчас МКС - это прообраз "Салют-1", "Салютов", которые погибали, и "Салюта-6", на которых я три раза слетал, один раз не долетел, два раза отработал и принял четыре международных экспедиции. Она (станция) летает, приходит ко мне грузовик - контейнер привез все то, что мне надо, в маленькой карандашиком этой ракетке. Вернулся, отбросили ненужное, - возвращается, прилетает экипаж. А многостоящая, многомиллиардная система летает. И мы в этом победили.

Трехмиллиардные шаттлы. Ну и что? Ну, семь их прилетело человек. А что они на самом сделали - семь или двое? Нужно смотреть на эффективность программы, научной и так далее: что кто сделал? Да, где-то, может быть, они впереди, где-то позади. Но идеология победила - именно Феоктистова. Мы их научили летать. Начиная с "Салюта-7", потом "Мира", где первая женщина 180 суток пролетала, - мы их научили летать длительное время. Они стали понимать, что это такое. У них шаттл 11-12 дней - и все, пошел домой. Поэтому, видите, 30 лет прошло, ресурс выработался, - и все эти "Дискавери", "Челленджеры" - они их отдают в музей. И закупают наши, наши "Союзы" - кресла (в них).

С 67 года "Союзы" идут, они модернизируются. Если раньше даже телефоны были вот такие, а сегодня, мы видим, другие, поэтому и начинка систем управления бортовым комплексом БЦВК (бортовым цифровым вычислительным комплексом), - они другую начинку имеют. Мы стали ориентироваться, стыковаться действительно уже по другим параметрам и так далее. Это все зависело от развития нашей  микроэлектронной техники.

Так что, я считаю, живучесть наша оказалась в том, что Королевым и Феоктистовым были заложены параметры на долговременное использование техники.

Другое дело, что еще средств не хватает. Может, они сегодня схитрили и пойдут заниматься или Лунной базой, или Марсианской программой. Но мое мнение, что Марсианскую программу в одиночестве ни одна страна не осилит. По-видимому, надо ООНовское какое-то решение на эту тему, чтобы это была экспедиция человечества, а не какой-то страны.

- То есть ресурс "Союза" не выработался и морально корабли не устарели?

- Нет. Все зависит от мозгов, какие туда закладываются. Обшивка – она как фуражка, а под фуражкой вот что - дело другое. А коробочка – ну что? Главное, чтоб было место посидеть человеку, - это элемент доставки человека куда-то.

- А как вы думаете, с какой частотой в перспективе будут производиться запуски?

- Я не могу сказать. Все зависит от обстановки, которая будет складываться. И от финансирования, в первую очередь. И от необходимости решать те или иные проблемы на борту,  или в других каких-то сферах. Все зависит от текущего момента.

КИТАЙСКАЯ КОСМОНАВТИКА

- Что у нас в космической отрасли говорят о китайской космонавтике? Будут ли китайцы на МКС летать?

-  "Восток - дело тонкое", - сказал товарищ Сухов. Я летом давал интервью Китаю, в том числе касались этих вопросов. Кстати, 15 апреля я улетаю в Китай на 10 суток, по университетским делам. Я считаю, что тот энтузиазм и тот научный задел, которые китайцы проявили сейчас, обещают действительно неожиданные повороты.

Китайцы уже сегодня взялись за Лунную программу, а это - накопление опыта. А их опыт плюс те высокоинтеллектуальные возможности, которые у них есть, - и они, наверное, покажут в ближайшие 10-15 лет образцы научных достижений, особенно в области космонавтики. Это мое личное мнение.

Я думаю, что они в состоянии решить это собственными силами. Не будут присоединяться к чужим космическим программам - они уверены в себе.

"БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ"

- А почему просмотр именно "Белого солнца пустыни" стал традицией для наших космонавтов перед стартом?

- Замечательный фильм - там все есть. Есть юмор, есть сатира, есть патриотизм, есть любовь к женщине, любовь к родине, ненависть к врагам и честность таможенной службы.

Началось с того, что когда летали Климук и Севастьянов, 75-й год, в Евпатории то ли кинопередвижка отказала, то ли чего-то не было, не знаю, - оказался этот один фильм. Вот его стали крутить каждый день, потом стали друг другу вопросы (по фильму) задавать, и привыкли. Икру какую ел таможенник? - Проклятую. Сколько было павлинов? Сколько было дырок на халате у Саида? А как нужно было брать Абдуллу? - Через трубу. У нас около 200 вопросов викторина была, все из кадра. А как стремился Сухов к разлюбезной Екатерине Матвеевне? - Как журавль в облака!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала