МОСКВА, 11 апр - РИА Новости. Приезд кареты скорой помощи с мигалкой в чей-то двор еще несколько лет назад был событием из ряда вон. Жильцы с холодком в сердце оглядывали окна своего дома, гадая, кому же из соседей стало плохо. Сегодня "скорая" с проблесковыми маячками и сиреной совсем не обязательно спешит к кому-то на помощь, выезжая на встречную полосу и проезжая на красный свет. Так ли легко прокатиться на "скорой"-такси, как об этом рассказывают телевидение и блогеры-правдорубы, попытались выяснить корреспонденты РИА Новости.
В аэропорт, срочно!
Пользователь популярного видеохостинга выложил в сеть ролик, снятый на скрытую камеру, в котором человек, не нуждающийся в медпомощи, довольно легко договаривается и совершает поездку на реанимобиле по Москве, заплатив за работу "таксисту" 6 тысяч рублей.
Корреспондентам агентства не составило труда найти в интернете сайты частных компаний, которые оказывают медицинские услуги и имеют свои автомобили скорой помощи. Согласно тарифам, опубликованным на сайтах, транспортировка больного на реанимобиле обойдется в 6 тысяч рублей.
Вопрос к операторам частных медкомпаний звучал одинаково: можно ли вызвать "скорую", чтобы быстро уехать из ресторана в центре Москвы в аэропорт Домодедово. Медорганизации, номера которых уже "засветили" блогеры в своих сюжетах, давали категорически отрицательный ответ.
"Мы такие услуги не предоставляем. Звоните в такси. В этот момент кому-то помощь нужна, а мы вас возить будем", - отвечали диспетчеры.
Обзвонив первые десять частных "скорых" и получив отказ, корреспондентам пришлось поменять "легенду". Теперь к операторам на "скорой" журналисты обратились с просьбой срочно перевезти человека с больной ногой, которого забирать нужно все-таки из ресторана, и везти не в больницу, а в аэропорт.
Диспетчер "неотложки" пытался с осторожностью выспросить детали поездки, как будто подозревая, что нога у пациента болит не особо, а вот добраться до места нужно очень быстро. В итоге сошлись все-таки на том, что перед поездкой человека в любом случае осмотрит врач. И если показаний к транспортировке на "скорой" нет, то никто не повезет.
Легли на дно?
В одной из компаний по телефону РИА Новости практически шепотом сказали, что сейчас такими перевозками никто не занимается, слишком повышенное внимание к их бизнесу.
"Вы знаете, нам тут журналисты очень часто звонят под видом клиентов, поэтому мы сейчас с мигалками по Москве никого не возим", - сказал собеседник агентства.
В результате обзвона около 30 частных "скорых" в одной компании все же согласились предоставить услуги "скорого" такси. Но сказали, что такая услуга будет стоить не 6 тысяч рублей, а 12,7 тысячи рублей. Однако осуществить поездку в аэропорт из ресторана на "скорой" все-таки не удалось: перезвонив через пять минут, диспетчер сказал, что свободных машин сейчас нет.
Мигалки не продаются
Случаи, когда машина скорой помощи работает не по назначению, а занимается, по сути, частным извозом, единичны и не носят системный характер, считает главный специалист Минздравсоцразвития РФ по скорой медицинской помощи, директор НИИ скорой помощи имени Джанелидзе Сергей Багненко.
"Я не думаю, что это распространено", - сказал он. По его словам, о подобных случаях в Петербурге он не слышал, но в Москве, учитывая дорожную ситуацию с пробками, эта проблема, по его мнению, может стоять острее. "Сейчас большинство машин оборудуются GPS-навигацией, и их движение не может быть бесконтрольным", - сказал врач.
Заниматься частным извозом или "продавать мигалки", как выразился Багненко, могут частные медорганизации, где есть скорая помощь.
Багненко считает, что такие компании нужно лишать лицензии. "В принципе, все это выявляемо, и такое надо пресекать, потому что иначе теряется весь смысл выделения спецмашинам спецсигналов", - считает врач.
Врачи сохраняют доверие
Передвижение всех государственных бригад скорой помощи отслеживается, и любое уклонение от маршрута влечет за собой наказание, уверяет заместитель главного врача по медицинской части московской станции скорой и неотложной медицинской помощи имени Пучкова Алексей Сигачев.
"В нашей организации осуществляется спутниковое слежение за маршрутом передвижения всех бригад, причем с двухсторонней радио- и телефонной связью и если машина поедет не по тому маршруту, куда ей дан наряд, то немедленно будет звонок и последующее разбирательство. Эти меры практически на 100% исключают подобное нецелевое использование бригад станций скорой помощи имени Пучкова", - сказал он.
Сигачев добавил, что один из материалов о "скорых"-такси был размещен три года назад в московской газете, после чего скорая помощь подверглась "жесточайшей проверке" со стороны ГИБДД.
"Что касается подрыва доверия, то я считаю, что у нас есть хорошая репутация со стороны жителей Москвы, и подобные сюжеты, тем более снятые безадресно и без конкретики, не могут подорвать доверие", - сказал он.
В расчет не берется
В московском ГИБДД отмечают, что блюстители правопорядка не зарегистрировали за последний год ни одного случая использования машин скорой помощи не по назначению. Вместе с тем в ГИБДД не исключили, что "такие факты могли иметь место, просто они не были выявлены".
Как сообщил РИА Новости представитель УГИБДД Москвы, столичный Минздрав сам закупает себе машины скорой помощи, которые с завода приходят оборудованными спецсигналами (проблесковые маячки, сирена и громкоговорящая установка), а также необходимыми документами на право их использования.
"Госавтоинспекция проверяет правомерность использования спецсигналов на машинах медицинских служб при прохождении ежегодного техосмотра, а также в случаях остановки машины скорой помощи при нарушениях правил дорожного движения. Случаев использования "скорых" не по назначению в прошлом году и начале этого не зафиксировано", - сказал собеседник агентства.
Представитель УГИБДД отметил, что такого вида нарушений, как использование спецсигналов не по назначению, в правилах дорожного движения просто нет. Если инспектор ДПС остановил "скорую", которая выехала на полосу встречного движения, а после выяснилось, что бригада просто спешила "домой" и таким способом объезжала дорожный затор, то применение спецсигналов не по назначению в расчет не берется.
"Считается конкретное нарушение ПДД - выезд на полосу встречного движения, пересечение сплошной полосы или поворот в запрещенном месте", - сказал собеседник агентства.
Он также уточнил, что водители, управляющие медицинскими транспортными средствами со спецсигналами, проходят дополнительное обучение в виде теоретической подготовки и инструктажей на базе своих автохозяйств.