РБК daily (Москва), № 62, 11.04.2011
Эксперты Стратегии-2020 призывают власть к дискуссии по поводу приватизации
Чтобы найти идеальную стратегию приватизации, реаниматоры Стратегии-2020 намеренно представили к обсуждению с чиновниками ряд спорных предложений. Поводом для дискуссий могут стать запрет на создание новых унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и вето на приобретение крупных активов компаниями, доля госучастия которых превышает 25%.
Рабочая группа по переработке Стратегии-2020 по направлению "Новая приватизация" предложила к обсуждению с властями ряд радикальных инициатив по реализации структурной приватизации. Как пояснил РБК daily руководитель группы, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, некоторые из предлагаемых инициатив "отнюдь не бесспорные". "Это способ, с одной стороны, побудить экспертное сообщество к более активному высказыванию. С другой - наш большой интерес состоял в том, чтобы побудить государство высказаться на эту тему", - отметил он.
По словам эксперта, спорные моменты в первую очередь связаны с всевозможными запретами. В частности, поясняет г-н Симачев, это инициатива запрета (либо жесткой процедуры согласования с участием независимых директоров) приобретения крупных активов компаниями, доля госучастия которых превышает 25%. А также вето на приватизацию банками или компаниями с госучастием, их "дочками" и иными зависимыми структурами.
Одной из радикальных инициатив может стать создание схем ускоренной приватизации части унитарных предприятий. Она может заключаться в акционировании и продаже пакета акций в рамках единого цикла. Для некрупных унитарных предприятий, АО со 100-процентным госучастием предлагается кардинально расширить нормативные возможности для преобразования в различные организационно-правовые формы (ООО, ГУ, АУ, НКО). Создание новых унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предлагается запретить.
В качестве пищи для чиновничьего размышления эксперты предлагают создание долгосрочного плана по поэтапному снижению госучастия в финансовых институтах развития. Г-н Симачев считает, что это целесообразнее сделать до блокирующего пакета, в основном за счет размещения акций и привлечения внебюджетных инвестиций. Что касается последних, то их привлечение в развитие компаний лучше осуществлять только после снижения госучастия ниже контрольного пакета акций.
Стратегически важным шагом эксперты считают создание Фонда будущих инвестиций за счет части средств от приватизации. Эта инициатива предлагается в качестве одной из альтернатив использования доходов от приватизации. "Если деньги напрямую будут идти в бюджет развития компании, есть риск увеличения дополнительных расходов. Поэтому средства лучше связать с какой-нибудь целевой функцией", - говорит г-н Симачев, добавляя, что эффективнее было бы ограничить представление средств фонда в ближайшие два-три года.
"В любом случае это фонд, который мог бы использоваться для "капитализации" различных достаточно эффективных инструментов стимулирования инноваций, которые есть или будут созданы", - считает руководитель группы.
Наименьшую дискуссию среди экспертов вызывает предложение определить круг крупнейших компаний с госучастием, которые предполагается приватизировать в ближайшие десять лет, и разработать несколько базовых сценариев для этого.
Отдельным пунктом в предложениях экспертной группы значится пересмотр ограничений на осуществление приватизации, содержащихся в указе президента от 24 декабря 1993 года N2284. Адвокат МКА "Клишин и партнеры" Виталий Богомолов считает, что к инициативе сокращения списка запрещенных к приватизации объектов нужно подойти очень аккуратно. Не исключено, что некоторые объекты федерального управления почтовой связи или крематории будут выставляться на продажу, однако, перед тем как список обновить, нужно проанализировать, кому это нужно и к чему это приведет.
Анастасия Литвинова