Московские новости (Москва), 8.04.2011
В выходные президент Дмитрий Медведев поручил правительству и администрации возложить на заместителей полпредов в федеральных округах полномочия по содействию инвестиционным проектам в регионах. Реализация этих идей на уровне федеральных округов сопряжена с определенными рисками. Она вряд ли даст ожидаемые результаты. Более того, она может закрытьвозможность применения этой меры на федеральном уровне.
Для институциональных экспериментов очень важно обеспечить первый успех. Иначе вероятность, что эта практика может быть распространена, резко падает. Такова специфика экономик с несовершенными институтами.
Но у нас боятся запускать этот механизм сразу на федеральном уровне. Впредложении президента использованы идеи, обсуждаемые в рамках «Стратегии-2020». Озвученноепрезидентом предложение готовил аппарат. А ему резкие решения не нужны, поэтому был предложен вариант, не вызывающий отторжения у ведомств. Фигура уполномоченных по инвестициям в федеральных округах, в общем, никого не раздражает. И округам хорошо (а то о них забыли), и губернаторам никто не мешает, и ведомствам в Москве.
Но и особой отдачи при таком сценарии скорее всего не будет. Чтобы получить результат, нужно быть готовым задеть чьи-то интересы.
У уполномоченного, назначенного президентом не менее чем на пять лет,должно быть право вето на нормативные акты, которые вводят новые виды регулирования для бизнеса и инициируются правительством, Госдумой и т.д. Оно не должно быть абсолютным. Например, это вето может преодолеваться на заседании у премьера с участием руководителей профильных ведомств. Но это уже будет политическое решение.
Важно придумать механизм, который тормозил бы принимаемые ежедневно бюрократами регуляции, давящие на бизнес. Но нужно и окно для здравых изменений. Поэтому наша группа считает, что при уполномоченном по инвестициям должен существовать совет по делам инвесторов, который занимался бы экспертизой всех касающихся бизнеса нормативных актов в Госдуме. Он должен формироваться по аналогии с Советом по правам человека (эксперты, бизнес-ассоциации, юристы, экономисты).
Нужно ли включать в такой совет представителей власти? Не уверен. Позиции государства в Госдуме и так слишком сильные. А внятной вневедомственной экспертизы нормативных актов крайне мало. Поэтому совет должен состоять прежде всего из экспертов и представителей бизнес-ассоциаций, тогда он будет автономен от правительства и сможет влиять на ситуацию.
Нечто похожее уже происходит. Не так давно в Минэкономразвития создан департамент оценки регулирующего воздействия. Но это совершенно другой статус — департамент одного ведомства. Он может согласовывать и тормозить ненужные регуляции в технических регламентах, но бизнесу этого мало: есть еще налоги, таможня, антимонопольное регулирование.
Функции инвестиционного омбудсмена были выданы первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Но он встроен в вертикаль и имеет массу других обязанностей. У него нет на эту работу отдельного аппарата, статуса и возможности спорить с премьером, президентом, другими вице-премьерами.
Если Россия не упроститусловия ведения бизнеса, то инвестиций не будет. Например, Казахстанпроводит политику, ориентированную на максимальное привлечение инвестиций в рамках единого таможенного пространства. Налоговые ставки почти по всем позициям ниже российских. Уже сейчас накопленные прямые иностранные инвестиции на душу населения в Казахстане составляют примерно 890, а в России — около 91.
Реальное улучшение инвестиционного климата требует децентрализации. Это не вопрос демократии или свободных выборов. В ситуации, когда все решения и все системы управления максимально централизованы, желание верхних этажей бюрократии изменить ситуацию просто не доходит до нижних. Даже в середине 2000-х годов реально выполнялось лишь 20% поручений Владимира Путина. То же касается и федеральных чиновников в регионах: все тонет как в болоте.
В регионах соотношение федеральных и региональных чиновников — 2,5 к1. Это засилье федеральных властей. У региональных властей сейчас есть стимулы менять ситуацию — они ближе к земле, к гражданам и бизнесу, вынуждены реагировать на их проблемы. Но судьба инвестпроектов на местах находится в руках работающих в регионе федеральных чиновников. Напрямую воздействовать на них губернатор не может. Поэтому один из ключевых вопросов сейчас — экономическая децентрализация с передачей в регионы прав и ответственности, что вовсе не мешает сохранению за центром политического контроля. Это один из ключевых вопросов, особенно в части привлечения инвестиций.