Рейтинг@Mail.ru
Золотые орлы, белые слоны, крылатые богини… - РИА Новости, 08.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Золотые орлы, белые слоны, крылатые богини…

Читать ria.ru в
Дзен

Ушел с половины "Ники" с ощущением безнадеги. Досматривал по телевизору.

Безнадежно не кино. Оно худо-бедно развивается. Все премированные картины - относительно достойные работы. Безнадежной кажется корпорация академиков, которая предпочитает либо что-то подобное советскому кино - "Брестская крепость", либо хотя бы отчасти напоминающее нечто голливудское - "Край". И все "крылатые богини" пролетели мимо "Кочегара", на мой вкус, лучшей картины минувшего киносезона.

***

Богиня Победы "Ника" раздала свои статуэтки и теперь можно подвести черту под наградным сезоном в отечественном кинематографе.
Академии и гильдии, судившие общенациональные конкурсы были в значительной степени единодушны в определении лидеров сезона, за некоторыми исключениями.

Смотреть фотоленту "Кинопремия "Ника": те, кому богиня победы улыбнулась на этот раз" >>

В общем знаменателе - "Как я провел этим летом", "Край", "Брестская крепость", "Овсянки". Резкие разночтения у профессионалов вызвали два фильма "Предстояние" и "Кочегар".

Картина Никиты Михалкова - отдельный случай. Автор снял ее с конкурса на "Золотого орла" по причине того, что это всего лишь половина большой работы, которую по установившейся давно традиции, дуракам не показывают. Почему он ее решил показать "дуракам", съехавшимся на Каннский фестиваль, не очень понятно.

Вообще-то природа общенациональных конкурсов (в отличие от международных фестивалей) такова, что здесь у фильма, вышедшего в прокат, нет права быть снятым с дистанции кем бы то ни было. Тебя выдвинуло экспертное сообщество - все; твое дело, гражданин автор - сторона. Ты можешь лично не участвовать в конкурсе, можешь его хаять, сколько душе угодно, можешь публично отмежеваться от него и т.д.

Но у автора манифеста "Право и правда" свое представление о праве и правде. Он его поворачивает, что дышло.

Похоже, что господин Михалков просто испугался открытого пространства честного соревнования после сокрушительного поражения в Каннах. Непонятно чего больше испугался - нового проигрыша или своей триумфальной победы. В первом случае было бы обидно, во втором - смешно и стыдно.

Во всяком случае, фильм, в спорах о котором было сломано столько копий, не оказался в числе претендентов ни на одного из "Золотых орлов". Зато он попал в несколько второстепенных номинаций двух других конкурсов.

И на критиков из "Белого слона", и на академиков "Ники" произвела впечатление работа артиста Евгения Миронова в одном из эпизодов "великого фильма". Там и там он победил.

Что же касается "Кочегара", то к праздничной раздаче пряников в кинематографической академии имени Никиты Михалкова, фильм близко не был подпущен - он не удостоился ни одной номинации. На этом фоне, конечно, пять номинаций "Ники" - это вызов, почти триумф, большая победа. И… ни одной статуэтки?.. А это, в свою очередь, похоже на плевок в сторону и фильма, и его автора.

В порядке компенсации Балабанов у критиков России получил шесть номинаций и в четырех из них первенствовал.

***

И в других национальных кинематографиях есть заметное несовпадение в оценках между критиками и кинематографистами других профессий, что понятно. Критики в силу своей специализации смотрят шире на кинопроцесс. Они особенно чутки к изменениям в языке, к стилевым и жанровым трансформациям.

Режиссеры, актеры, операторы в массе - народ более консервативный в эстетическом отношении, более зависимый от своих вкусовых склонностей, особенно когда речь заходит об оценках созданий своих коллег.

Можно было не сомневаться, что фаворитом "Золотого глобуса" (премия кинокритиков) окажется именно "Социальная сеть" - картина, вникающая в ту сферу действительности, которая в новинку большинству голливудских академиков, которая рассказывает историю в темпе и ритме, еще непривычном для них. Именно поэтому и вполне предсказуемо она оказалась на "Оскаре" в тени абсолютно традиционной голливудской картины "Король говорит".

Да, разрыв между критической и академической оценками был и в Голливуде, но он оказался там не столь драматическим, как у нас. Скорее всего, потому, что у нас работают помимо помянутых факторов и другие закономерности.

Мы живем в стране, где Прошлое все еще не воспринимается как прошлое. Оно вроде умерло и вместе с тем живо-живехонько. Оно как призрак. У него есть претензия - стать будущим. Несколько улучшенным.

Искусству вменяются по старой советской привычке сугубо утилитарные функции. Оно должно воспитывать, окрылять, звать, увлекать, поднимать, учить и лечить.

А у искусства есть такая склонность, которую нельзя ни обуздать, ни проконтролировать, доискиваться до правды, не останавливаясь ни перед какими мифами, а часто и с помощью мифов.

Чуть человек с даром художника зазевается… бац и ляпнет что-нибудь правдивое в своем произведении, хотя у него было совершенно другое задание.

Алексей Балабанов относится к тем мастерам кино, у которого патологическая страсть к правде. К правде о том, что происходило со страной, с человеком, с человечностью сто, пятьдесят, двадцать пять лет назад. И что с ней происходит сегодня?

А страна в силу разных обстоятельств и исторических причин не очень-то желает знать правду о себе. Как тяжело больной, который не хочет знать диагноза, потому что он плохой.

Диагноз, который поставлен в "Кочегаре", действительно беспощаден. (Я о нем написал колонку, когда фильм был представлен на Выборгском кинофестивале в конце лета прошлого года). С ним трудно примириться. Еще труднее жить. От того первая реакция - не видеть, не слышать. Вторая - счесть диагностика самого больным, о чем уже не однажды было сказано в лицо, а чаще - за глаза режиссеру.

Академики из "Золотого орла" поступили с Балабановым особенно по-хамски. Академики из "Ники" были более вежливы.

Те и другие не понимают, что общенациональные конкурсы - это ведь не только испытание для тех, кто претендуют на награды, но и для тех, кто их раздает. Испытание их на компетентность и собственную жизнеспособность.

***

Что до кинематографа, так он жив, несмотря на все реформы, кризисы, расколы, несмотря на все болезни нашего сообщества. В нынешнем сезоне можно прогнозировать хороший урожай претендентов на следующую юбилейную, двадцать пятую, "Нику". Уже сняты новые картины Андрея Смирнова, Александра Сокурова, Андрея Звягинцева, телесериалы Сергея Урсуляка, Николая Досталя. И возможно, мы сможем увидеть новое сочинение Алексея Германа-старшего. И это только то, что известно. Но, как это нередко бывает, что-то нам приготовила и госпожа Неизвестность.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала