Московские новости (Москва), № 10, 08.04.2011
Прежде чем дать экономике длинные деньги, их надо одолжить у граждан
Граждане должны сами управлять своими пенсионными накоплениями, а принцип обязательного страхования, реализованный с ОСАГО, надо распространить и на другие сферы - например, на страхование жилья. Таким способом эксперты, работающие над "Стратегией-2020", предлагают решить проблему длинных денег для экономики.
Вчера эксперты рабочей группы, отвечающей за развитие финансовых рынков, изучали ситуацию с институциональными инвесторами. Если не брать закрытых инвестиционных фондов (их, как правило, создают миллионеры для управления своим богатством), речь идет о пенсионных, паевых инвестиционных фондах (ПИФах) и страховых компаниях. В развитых странах это главный источник инвестиционных ресурсов для экономики - сотни миллионов клиентов надолго отдают им свои деньги.
В России фондам не доверяют - доля ПИФов в ВВП не более 0,3%. В Польше и Чехии, где финансовые рынки начали развиваться с нуля почти одновременно с Россией, они привлекли на порядок больше средств. Сбережения у нас хранят в банках - на краткосрочных депозитах, а если денег больше - инвестируют в недвижимость. "Треть квартир покупают как инвестиции. На развитых рынках в недвижимость вкладывают не напрямую, а через финансовые институты", - указывает директор Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. Квадратные метры никуда не денутся, а что бывает с вкладами - в России за последние 2О лет видело немало вкладчиков. "Смешно говорить о долгосрочных инвестициях в условиях нашей инфляции", - указала на ключевую проблему главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева. Дело не только в этом, считает Данилов: "Народ не знает, что за последние 10 лет наши фонды, вкладывающиеся в акции, переиграли рынок. Вложения увеличились в 12 раз". И узнать негде - инфраструктуры для частных вкладчиков почти нет.
По подсчетам Данилова, в стране не более сотни офисов, специализирующихся на продаже паев. "Если бы был спрос, открылись бы тысячи офисов", - возразил сопредседатель рабочей группы и глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Он напомнил про взрывной рост потребительского кредитования, когда банки без всяких стимулов и налоговых льгот выпустили миллионы пластиковых карт и открыли тысячи офисов. "Бесполезно продавать человеку колбасу, если он любит сыр", - выразился в том же духе президент "Ингосстраха" Александр Григорьев.
Немалые средства - около 1 трлн руб. - россияне все же инвестируют. Но принудительно - как участники накопительной пенсионной реформы. Здесь недоверие выражается в пассивности. Взносы в Пенсионный фонд все равно платит работодатель. Это виртуальные деньги, о судьбе которых большинство не волнуется, и "по умолчанию" накоплениями распоряжается государственная управляющая компания - ВЭБ. Да и большинство клиентов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) пришли туда по указке работодателя. Практически все лидеры среди НПФ принадлежат крупным сырьевым компаниям, или монополистам вроде РЖД.
Надо развязать руки будущим пенсионерам, считает профессор Высшей школы экономики Александр Абрамов. Они должны получить право открывать индивидуальные пенсионные счета, за которыми можно следить в режиме реального времени. Превратиться в нормального частного инвестора. В США подобная реформа была проведена в середине 1980-x годов. А пенсионные фонды должны стать нормальным бизнесом, сейчас это зарегулированные некоммерческие организации. Реформа, считает Абрамов, может повысить долю пенсионных и паевых фондов в ВВП до 6%. Если все будет идти по инерции, выше 1, 5% этот показатель не поднимется.
Манипулируют с будущими пенсионерами даже в США. Ксения Юдаева, стажировавшаяся в Гарварде, вспомнила случай из практики университета. До 2008 года преподавателям, чтобы выбрать свой пенсионный план, надо было заполнить объемную анкету. Это занимало 6-7 месяцев - не доходили руки. Тогда изменили правила. Деньги инвестировали по умолчанию, а галочка в анкете позволяла отменить принятое решение. Анкеты стали сдаваться очень быстро.
Со страховым рынком все несколько проще. Бизнес развивается при активном участии государства. Можно спорить о методах введения ОСАГО, считает Григорьев, но путь в целом правильный. Государство по нему и идет. После прошлогодних пожаров был принят закон об обязательном страховании опасных объектов, но это относительно небольшой рынок. Григорьев напомнил пример Германии, где в 1972 году приняли закон об обязательном страховании жилья. Сначала вводили сверху, а теперь закона уже нет, но 99% домов застрахованы. "Электрика без страховки не вызовешь", - радовался за коллег Григорьев.
***
Смешно говорить о долгосрочных инвестициях в условиях нашей инфляции. Ксения Юдаева, главный экономист Сбербанка
Андрей Литвинов