О том, как будут обеспечивать безопасность во время Олимпиады в Сочи, какими международными практиками может воспользоваться Россия, как взаимодействуют спецслужбы в этом вопросе в интервью РИА Новости рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
- Геннадий Владимирович, насколько террористическая угроза увеличивается при проведении крупных спортивных мероприятий?
- Террористическая угроза увеличивается, безусловно, на любых мероприятиях, которые имеют резонанс, и уж тем более во время Олимпиад, к которым приковано внимание всей планеты. Совершенно очевидно, что наибольший соблазн проведения терактов террористы как раз испытывают во время таких мероприятий. Поэтому сегодня меры безопасности на всех Олимпиадах беспрецедентны.
- В чем особенность обеспечения безопасности во время крупных спортивных мероприятий, какие при этом возникают трудности?
- В этот период идет мобилизация всех сил и средств. Помимо того, что начинает активнейшим образом работать агентура, идет ускоренная реализация оперативно-розыскных дел, отрабатывается режим, отрабатывается профилактика тех лиц, которые могут встать на преступный путь - такая рутинная работа проводится по уже известному контингенту.
Помимо этого, стягиваются дополнительные силы безопасности на самом месте проведения олимпийских мероприятий, где в серьезнейшем режиме обеспечиваются досмотры, проверка, идет контроль въезда, выезда, прописки, регистрации, и так далее. Эти меры, к сожалению, создают огромные неудобства для посетителей олимпийских объектов. Я ощутил это на себе, когда был на Олимпиадах в Греции и Италии. Меры безопасности мешают доступности зрелища, но люди вынуждены относиться к ним с пониманием, потому что пример Мюнхенской Олимпиады подтверждает: Олимпиады являются объектом номер один для террористов.
- Существуют ли какие-либо особенности для нашей страны?
- Особенностью является то, что в нашей стране наличествует постоянный источник террористической угрозы. Когда Олимпиада проводилась в Германии, где нет внутреннего терроризма как такового, то, что произошло, явилось, в общем-то, отражением террористических проявлений в других странах, носило «привозной» характер. У нас риски выше, поэтому придется привлекать еще больше сил и средств с тем, чтобы исключить какие-то преступные проявления. Я думаю, нам придется потратить на безопасность значительно больше, чем в других странах, скоординировать действия. Такие меры, безусловно, будут приняты.
- Какова практика обмена опытом, совместной работы спецслужб при проведении подобных мероприятий?
- На сегодняшний день существует прямое взаимодействие спецслужб, правоохранительных органов - например, представительство ФСБ есть в США, так же как и здесь есть представительство ФБР. Это прямые контакты. Помимо этого, есть еще такие координирующие международные центры как Интерпол и ряд других. В ОДКБ существуют различные формы общения. И, естественно, все спецслужбы в период Олимпиады решают общую задачу - не допустить ЧП. Надо понимать, что любое ЧП является не только проколом принимающей страны, оно является проколом всех остальных спецслужб, потому что сегодня все понимают, что без взаимодействия крайне сложно предотвратить те или иные преступления. При этом каждая спецслужба будет отрабатывать свои задачи обеспечения безопасности, работать по своим источникам опасности. В ходу у нас сейчас совместные учения - не только в ОДКБ, они проводятся также в рамках Европы, НАТО. Сейчас очень плотно идут и взаимное обучение, и стажировки, и обмен опытом, информацией - все это делается.
Понятно, что есть и языковой барьер, и менталитет разный, но взаимодействие организуется в масштабном плане. Например, в Олимпийской деревне всегда устанавливается многократный кордонный режим, просто так там не пройдешь, все несут ответственность за безопасность. При этом очень много делается рутинной работы, которая не попадает в печать. Помимо террористов, очень много отсеивается различных других преступников - банальных карманников, различных мошенников. Огромное количество попутных правонарушений пресекается.
- Какой зарубежный опыт в этой области применим для нашей страны?
- Международный опыт мы, конечно, будем применять. Это необходимо для того, чтобы уровень доверия к обеспечению безопасности Олимпийских игр был достаточно высоким. От этого, кстати, в немалой степени зависит успех или неуспех Олимпиады. Идет и привлечение экспертного сообщества, и изучение опыта других стран - что было хорошо, что не очень, что дало результат, что не дало. Например, на Олимпиаде в Афинах были применены аэростаты с камерами наблюдения с высокой степенью разрешения, которые фиксировали перемещение людей, транспорта. Я думаю, что это все будет изучаться и применяться у нас. Ко мне сейчас обратились крупные американские специалисты в области безопасности, они хотят провести международный аудит безопасности в Сочи с тем, чтобы дать мнение экспертов международного плана. Я думаю, стоит рассмотреть такую возможность, и обращусь в правительство по этому вопросу.
- В чем, на Ваш взгляд, заключается основная угроза безопасности Игр?
- В первую очередь, это террористическое подполье, экстремисты. Плюс наша традиционная преступность, которую придется достаточно жестко пресекать и проводить профилактические мероприятия. Я помню Олимпиаду в Москве, когда весь подозрительный элемент был выслан за 101-й километр. Им сказали: "Исчезните на два месяца. И не дай Бог, если вы появитесь". Та Олимпиада, несмотря на ее политизированность и неприезд части делегаций капиталистических стран, все-таки прошла очень спокойно. Я думаю, что аналогичные мероприятия будут проводиться и в Сочи.
- Что можно сделать в плане информирования гостей Игр с целью повышения их безопасности?
- Нужно повышать бдительность населения, но в разумных пределах, потому что можно ведь довести человека до истерики, когда он сам себя начинает запугивать, каждого куста бояться. Этого не должно произойти. В информационном плане надо в разумном ключе объяснять меры безопасности, которые действительно гарантируют то, что с людьми ничего не произойдет. В этом случае как раз может помочь международная экспертиза. Отношение к России у многих за рубежом - как к стране, в которой террористы достаточно свободно перемещаются. Нужно вести в этом плане работу, менять этот имидж. Это надо делать нашим посольствам, консульствам, международным организациям...
- Потребуются ли какие-то дополнительные законодательные меры для обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи?
- Я бы, например, определил бы на уровне федерального закона, постановления правительства или указа президента режим организации безопасности в регионе проведения Олимпийских игр. То есть, должно быть правовое обеспечение этих мер, чтобы люди не спрашивали, на каком основании и почему их проверяют.