Рейтинг@Mail.ru
Научный вампиризм, или Инновации-провокации - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Научный вампиризм, или Инновации-провокации

© Пресс-служба группы компаний "Люксор" | Перейти в медиабанкАнастасия Вертинская в роли Маргариты в фильме Юрия Кары "Мастер и Маргарита"
Анастасия Вертинская в роли Маргариты в фильме Юрия Кары Мастер и Маргарита
Читать ria.ru в
Дзен
Одно время искусство увлекалось уфологией. Теперь оно возлюбило вампиров. То здесь, то там мелькают клыки и кроваво-мутные глаза. Впору вводить в вузах дисциплину "научный вампиризм" и обобщать данные по популярным инфернальным персонажам.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Одно время искусство увлекалось уфологией. Теперь оно возлюбило вампиров. То здесь, то там мелькают клыки и кроваво-мутные глаза. Впору вводить в вузах дисциплину "научный вампиризм" и обобщать данные по популярным инфернальным персонажам.

Финансовый вампир Мавроди как киногерой

Остап Бендер 1990-х годов, основатель финансовой пирамиды "МММ" Сергей Мавроди в январе этого года организовал свое "второе пришествие" - заявил о новом проекте в Интернете. А теперь явился россиянам в кино, но в улучшенной реинкарнации, в фильме "ПираМММида" Эльдара Салаватова, вышедшем в прокат 7 апреля.

Герой картины Мамонтов (играет Алексей Серебряков), прообразом которого стал Мавроди, занимается финансовым вампиризмом – высасывает у населения деньги.

Но делает это с талантом ученого-новатора, коммерциализирующего изобретенные им технологии. "Игры разума" Мамонтова показаны чуть ли не с симпатией. Во всяком случае, Серебряков играет даровитого манипулятора, отличного психолога, который пользуется чужими слабостями, но не превращается при этом в законченного подлеца.

Как тут не вспомнить обаятельного антигероя Ильфа и Петрова, покорившего читателей неординарным умом и острословием! Впрочем, если сравнивать Мамонтова и его "предка" Бендера, то "внучок" уступает "дедуле" в харизме, зато превосходит его масштабом замыслов.

Другой "пращур" Мамонтова – профессор Мориарти, гений криминального мира из рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. В 2011 году Мавроди расшифровывает название новой пирамиды "МММ" так: "Мы можем многое". В 1990-е, руководствуясь той же логикой, он преступил закон. Создатели "ПираМММиды", похоже, пытаются опровергнуть пушкинскую максиму из "Моцарта и Сальери": "Гений и злодейство - две вещи несовместные".

Впрочем, Сонька Золотая Ручка обладала несомненным талантом, да и многие нынешние суперхакеры тоже одарены сверх меры. Так что отложим мораль в сторону. Да здравствует искусство, наилучший адвокат мошенников!

Три вампирши под окном кровь сосали вечерком

7 апреля в прокат вышел фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова. Одновременно с ним на экранах появилась другая мистико-инфернальная лента – "Вкус ночи" Дэнниса Ганзеля о трех вампиршах – "бабушке", "дочке" и "внучке". Бедняжки пытаются порвать с преступным прошлым – потреблением человеческой крови, да не получается. Так бойцовые собаки, раз одурманенные запахом крови, впредь не остановятся перед кровопролитием.

Какую мысль несет эта вампирическая драма? Пожалуй, ту, что раз совершив злодеяние, обрекаешь себя на преступный путь. Что ж, верно, хотя и банально.

Инфернальное Сколково, или Новая эволюция видов

Российская Кремниевая долина превратилась в искусстве в идею-фикс, причем инфернального толка.

На экспозиции "Жизнь. Версия науки" в выставочном зале "Винзавод", которая идет до 17 апреля, модернизация науки и технологии будущего выглядят так, как будто к ним приложил руку сам Воланд или, по меньшей мере, профессор Преображенский из "Собачьего сердца".

Перед нами появляются, к примеру, гигантские пульсирующие амебы, которые, кажется, вот-вот скажут по-чеховски: "Работать для науки и для общих идей – это-то и есть личное счастье".

Рядом – устрашающий искусственный разум, неподалеку – многообразная цитология, бурная личная жизнь клетки и ее органелл, в картинках и инсталляциях. Не удивишься, если увидишь на такой выставке карманный адронный коллайдер, из которого выскакивает крохотный Мефистофель на пружине. Для непростого жанра "научное искусство" нет границ.

Один из авторов работ, Владимир Григ, известный своими композициями "Флуктуации пространственных массивов", "Токсикоз антропоцентризма", "Остаточные мыслепотоки", говорит: "Почти все мои проекты о пограничных состояниях, когда узнаваемая реальность, соприкасаясь с другими гранями реальности, предстает перед нами в особенном ракурсе". Ракурс, действительно, необычный. В Музее Дарвина вы такого не увидите. Это алхимия, игра в науку.

Адская красота

С 30 марта по 9 мая в Московском музее современного искусства можно увидеть вальс водометов, гонки скейтбордистов по тюрьме, завораживающее облако дыма в мегаполисе, даму с позвоночником из жемчуга и множество работ в стиле короля поп-арта Энди Уорхола. Все эти композиции украшают выставку "Вымысел и реальность: испанское искусство XXI века из коллекции современного искусства музея Патио Эррериано", которая включена в программу Года Россия – Испания.

Эта экспозиция рифмуется с выставкой в галерее "Винзавод". И там, и там – алхимические опыты, взращивание искусственных организмов, гомункулов. Художники, творящие в таком жанре, - потомки Фауста. Мефистофель говорил отчаянному доктору (и его слова стали эпиграфом к "Мастеру и Маргарите"): "Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Современные художники зла не хотят. Вопрос в том, хотят ли они добра?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала