Десять лет назад, 7 апреля 2001 года состоялся первый пуск модернизированной ракеты "Протон-М" с цифровой системой управления и новым разгонным блоком "Бриз-М". Это позволило заметно увеличить полезную нагрузку при выведении космических аппаратов на геостационарные орбиты. Сегодня "Протон-М" составляет основу Федеральной космической программы России в размерности ракет-носителей тяжелого класса. С помощью этой ракеты осуществляется развертывание спутниковой системы "Глонасс", запускаются спутники серии "Экспресс", которые обеспечивают спутниковой связью все регионы РФ.
Кроме того, ракета-носитель "Протон" широко используется и для выведения космических аппаратов в интересах Министерства обороны. Об истории создания этой ракеты, ее технических особенностях и перспективах рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости генеральный директор Центра имени Хруничева, предприятия-разработчика "Протона-М", Владимир Нестеров. Беседовал специальный корреспондент Алексей Песляк.
- Расскажите об истории создания этой ракеты, в частности, о том, почему возникла сама идея создать такую ракету?
- РН "Протон-М" вышла на космическую арену в тяжелый для ведущих международных космических держав момент. Вторая половина 1990-х стала апогеем жесткой конкурентной борьбы, в которой востребованными были только самые технологичные ракеты-носители. У России в это время главной единицей средств выведения тяжелых спутников была ракета-носитель "Протон-К". Но у нее по сравнению с зарубежными ракетами-носителями было только одно преимущество - рекордная надежность.
На рынке наметилось определенное снижение спроса на запуски: на арену выходили все новые и новые носители, и у заказчика появилась возможность выбирать. Кроме европейской "Ариан-5" на подходе была "Дельта-4" фирмы "Боинг" и "Атлас-5" фирмы "Локхид-Мартин" с улучшенными энергомассовыми характеристиками, готовилось к первому пуску совместное предприятие "Морской старт", завершились разработки новых носителей в Китае и Японии. Составить конкуренцию зарубежным носителям и, прежде всего, "Ариану-5" мог только модернизированный "Протон" с новым разгонным блоком.
- Каковы технические особенности "Протона-М" по сравнению с прочими модификациями "Протона" и с другими ракетами?
- На модифицированном "Протоне-М" многие системы были модернизированы. К примеру, устаревшая как морально, так и по элементной базе система управления была заменена на более современную, с цифровой бортовой вычислительной машиной. Это дало возможность пространственного маневра ракеты на активном участке полета, что значительно расширяет диапазон выбора наклонений опорных орбит при доставке спутников на геостационарную орбиту.
Была переработана конструкторская документация на баки первой, второй ступеней и снижена масса их конструкции за счет оптимизации геометрических размеров силовых элементов. С целью облегчения третьей ступени в конструкции баков традиционных алюминиевый сплав АМг6 был заменен на более прочный сплав, который позволил уменьшить сечения элементов баков.
Особое внимание было уделено улучшению экологических показателей носителя. Для уменьшения невырабатываемых остатков топлива было изменено положение и конструкция заборных устройств баков горючего первой ступени.
Одним из важнейших этапов модернизации "Протона" стало создание разгонного блока "Бриз-М". Предстартовая подготовка "Бриза" автономна, и в полете он функционирует тоже автономно. Изделие "Бриз" со стартовым весом в 23 тонны имеет свою систему управления, маршевый двигатель, способный включаться десять раз в невесомости, и свой запас топлива.
- Что изменилось за десять лет с первого запуска этой ракеты?
- Если сравнивать ракету "Протон-М", которая впервые стартовала 10 лет назад, с тем, что мы пускаем сегодня, то за это время произошли значительные изменения многих свойств носителя. И выполняется модернизация ракеты не просто так - перед началом работ необходимо понять, для чего ее нужно проводить и как получить новый результат.
Наши специалисты по маркетингу и перспективным планам постоянно "мониторят" рынок. И в 2002 году они выяснили, что крупные ракетно-космические и телекоммуникационные корпорации мира разрабатывают космические аппараты нового поколения с большим весом и размерностью.
Остро встала необходимость существенно повысить грузоподъемность ракеты-носителя. Наши конкуренты, такие как "Ариан-5", "Атлас-5", "Зенит-3СЛ" ("Си Лонч") имели грузоподъемность свыше 6-ти тонн, что во многом определялось расположением их стартовых площадок в районе экватора. Мы такой возможности не имели, поэтому нам нужно было существенно совершенствовать корпусные элементы - отсеки баки, головной обтекатель с широким применением композиционных материалов. Также было решено модернизировать двигательные установки как ракеты-носителя, так и разгонного блока. Кроме того, решили оптимизировать массу заправляемых компонентов топлива. Новая система управления позволила отказаться от их излишков на борту.
Из наиболее интересных работ при модернизации РН "Протон" следует отметить использование неметаллических материалов в силовых элементах ракеты - создание углепластиковых "сухих" отсеков ракеты. В качестве первой пробы был выбран верхняя проставка (приборный отсек) второй ступени. Аналогично была внедрена "юбка" хвостового отсека изогридной конструкции из углепластика.
Но концепция модернизации предусматривала, что с целью сохранения надежности ракеты-носителя производить модернизацию следует поэтапно. Первый этап был реализован в 2004 году, и он завершился запуском тяжёлого космического аппарата "Интелсат-10" массой 5 тонн 600 килограммов на геопереходную орбиту. Второй этап был закончен в 2007 году - мы запустили аппарат "ДирекТВ-10" уже массой 6 тонн.
Третий этап закончился в 2008 году, в настоящее время разработан и реализуется последний - четвертый - этап. После его выполнения мы сможем выводить непосредственно на геостационарную орбиту аппараты массой 3,5 тонн. И на геопереходную орбиту - аппараты массой 6,3 тонны.
- Сколько запусков этой ракеты уже осуществлено? Сколько из них оказались неудачными?
- На сегодняшний день осуществлено ровно 50 пусков ракеты-носителя "Протон-М". Результаты пусков положительные, за исключением одного аварийного пуска ракеты-носителя при запуске космического аппарата JCSAT 6 сентября 2007 года.
- Сколько планируется запусков "Протона-М" в этом году?
- В прошлом году мы осуществили 12 пусков ракет-носителей "Протон-М" - как в интересах иностранных заказчиков, так и в интересах российских космических программ. 12 пусков одной тяжелой ракеты-носителя в год - это уникальный показатель. Примерно такое же количество пусков, если все у нас будет идти нормально, мы рассчитываем осуществить и в этом году.
- На Ваш взгляд, что дало создание и эксплуатация "Протона-М" мировой космонавтике в целом и российской космонавтике в частности?
- Сегодня "Протон-М" составляет основу Федеральной космической программы России в размерности ракет-носителей тяжелого класса. С его помощью осуществляется развертывание спутниковой системы "Глонасс", запускаются спутники серии "Экспресс", которые обеспечивают спутниковой связью все регионы Российской Федерации. Кроме того, ракета-носитель "Протон" широко используется и для выведения космических аппаратов в интересах Министерства обороны.
Россия с "Протоном-М" занимает лидирующие позиции в мире по коммерческим запускам. Финансовый валютный поток по коммерческим запускам увеличился за последние пять лет более чем в три раза.