Марина Селина, РИА Новости.
В ближайшее время скандальный проект образовательного стандарта для старшей школы может быть направлен на подпись министру образования Андрею Фурсенко. Однако господин Фурсенко уже обещал, что проект не будет подписан без широкого общественного согласия. Правда, в то, что общественное согласие может быть достигнуто в ближайшее время, верится с трудом.
Тем не менее, введение образовательного стандарта в старшей школе неизбежно. Вопрос лишь в том, каким в итоге он окажется. Вероятно, что до 2020 года, когда стандарт должен быть официально введен в действие, его содержание еще неоднократно поменяется на фоне перемен в политической и экономической жизни России, которые сегодня предсказать очень сложно.
И все-таки стандарт пугает
Сегодня, пожалуй, только ленивый не знает, из-за чего разгорелся очередной скандал в сфере образования. Старшую школу подгоняют под стандарты. Если проект будет принят, ученики 9-11-х классов не смогут изучать в полном объеме все предметы, ранее считавшиеся обязательными. Гуманитариям придется пожертвовать частью точных дисциплин, а "технарям", соответственно, частью гуманитарных. Взамен подростки получат возможность сосредоточиться на тех предметах, которые им нужны для поступления в вуз.
Эти идеи вызвали шквал критики. Российское общество оказалось не готово отказаться от фундаментального школьного образования. Идея включения в список обязательных предметов ОБЖ и физкультуры и исключения из него русского языка и литературы шокировала родителей. В декабре 2010 года была организована общественная дискуссии, в ходе которой поступило около 11 тысяч замечаний.
В результате разработчики стандарта решили объединить русский язык с литературой и добавить предмет "русская словесность" в список обязательных предметов. Слить в один предмет решили и алгебру с геометрией. Очевидно, что выкроить проект полноценного образования для старшей школы в заданных рамках у чиновников пока не получается. И родители по-прежнему уверены, что школа автоматически станет частично платной.
6 апреля председатель комитета Госдумы РФ по образованию, председатель группы мониторинга доработки проектов стандартов общего образования Григорий Балыхин сообщил на пресс-конференции в АиФ, что уже 15 апреля проект образовательного стандарта для старшей школы может быть направлен на подпись министру образования Андрею Фурсенко.
Замминистра образования Максим Дулинов при этом уверил, что принцип бесплатности образования при введении стандарта для старшей школы будет строго соблюден. Но, по его словам, надо учить детей делать выбор еще с детского сада.
Эксперты, правда, сомневаются в пользе такой практики применительно к выбору будущей профессии и соответствующих ей предметов для изучения старшеклассниками. "Что делать, если, например, в девятом классе ребенок из группы естественнонаучных предметов выбрал биологию, а в 11-ом заинтересовался химией. Снова поступать в девятый класс?" - задает риторический вопрос президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России Александр Вильсон.
Долгие проводы советской школы
Каким бы ужасным не был стандарт старшей школы, принятие стандарта как такового неизбежно. Это ясно, если посмотреть на траекторию движения образовательной политики в России в последние десятилетия. Сегодня стало привычным вспоминать о том, каким прекрасным было образование в советское время. Но оплакивать советскую школу и приводить ее в пример уже поздно. Возврат к прежней системе образования невозможен, какой бы эффективной она не была.
Более того, зачатки глобальной реформы школы наметились еще в советское время, в 80-е годы. А в 1990-е в образование массово хлынули инновации. После многих десятков лет обязательных для подавляющего большинства школ учебников и программ, школа попыталась заглотнуть столько свободы, сколько смогла. Если в советское время альтернативных типов образовательных учреждений в виде, например, спецшкол с углубленным изучением иностранных языков, было очень мало, то в постсоветское время различного рода гимназии, школы для одаренных детей, лицеи начали появляться как грибы после дождя. Среди методистов стало модным разрабатывать собственные авторские программы обучения, появилась масса разных вариантов учебников по одним и тем же предметам.
Параллельно стало популярным разделение старшеклассников по профилям. Причем делали это не только школы, имеющие хорошую материально-техническую базу и достаточное количество хороших профильных педагогов. Ситуация могла выглядеть так: в школе есть сильные педагоги-физики и математики и крупный технический вуз из соседнего региона заинтересован в наборе талантливых абитуриентов: своих в силу сложной специфики специализации недостаточно. И школа выделяет так называемую профильную группу из хорошистов и отличников, понимая, что любой отличник, считающий себя гуманитарием, может передумать и превратиться в технаря, и начинает натаскивать их на потенциальное поступление на технические специальности. Троечники и двоечники изучают точные предметы по более простым программам, а дополнительный формальный урок литературы в неделю им безразличен, как и педагогу-литератору, который понимает всю безнадежность своей миссии в данном случае. Гуманитарным отличникам не остается ничего другого, как заниматься литературой и иностранными языками в свободное от углубленных физик и алгебр время.
Профиль или фундаментальность?
Сегодня углубленное изучение "нужных" предметов в старшей школе стало настолько популярным, что все больше родителей, беспокоясь о будущем ребенка, считают нормальным нанимать ему репетиторов. А учебные заведения организуют дополнительные платные курсы и факультативы, и прозрачность денежных потоков у подобной деятельности часто отсутствует.
Собственно, если абстрагироваться от всех политических аспектов и дискуссии вокруг стандартов, то события последних лет в сфере образования сами подвели к введению стандартов и предоставлению школе официальной возможности самостоятельно зарабатывать деньги.
В настоящее время разработчики стандартов жмут на то, что школьники смогут снять с себя часть ненужной нагрузки и сосредоточиться на необходимых предметах. Противники беспокоятся, что технари в результате окажутся некультурными, а гуманитарии не получат целостной естественнонаучной картины мира. При этом с объединением русского с литературой и алгебры с геометрией неясно, как будет обеспечена качественная подготовка по этим базовым предметам, которые чаще всего нужны для поступления в ВУЗы.
Формально правы как разработчики, так и противники стандартов. Детям действительно нужен выбор, а родители не должны оплачивать огромное количество репетиторов и дополнительных курсов. Но кроме права выбрать профессию у ребенка, бесспорно, должно быть и право на качественное фундаментальное образование. Пока что предложенный проект стандарта для старшей школы обещает все с точностью до наоборот.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции